Материя Вселенной: что такое энергия Ци и как ее пробудить?

Каждый человек рано или поздно задумывается над природой своего существования. Что движет его эмоциями, почему люди с чистыми помыслами выглядят иначе, чем люди, обуреваемые негативными мыслями?

На эти вопросы тысячи лет ищут ответы писатели, мыслители, ученые, философы. В китайской культуре существует философская категория, называемая «ци», «чи» или, по-японски — «ки», которая есть начало и первоисточник всего на Земле, то есть жизненная энергия.

Как распознать в себе энергию Ци?

Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать пару, в которой супруги договаривают фразы друг друга или, не сговариваясь, начинают фразу в одно время? А было ли у вас ощущение дежа вю, будто с вами уже что-то случалось и вы точно знаете, что произойдет дальше? «Мистика!» — скажете вы. «Природа», — ответят мастера древних практик.


Иероглиф Ци

Синхронизация энергий, питающих людей, или верное функционирование, которое направлено в нужном направлении, дает, казалось бы, удивительный для нас результат. Но для китайских философов наше удивление было бы забавным, как если бы солнце не верило в существование своих лучей или дерево — в то, что обладает ветвями.

Не случайно в Тибете зародилось изречение: «Имеющий Ци цветет, а теряющий — умирает». Но если в каждом из нас заложена эта мощная энергия, как ею распорядиться, как вернуть ее в изначальное русло и стать тем самым источником счастья, о котором создано столько книг и философских трактатов? Ответ прост: загляните внутрь себя.

Значение иероглифа Ци

Татуировка в виде иероглифа Ци

Для того чтобы понять значение древнего иероглифа Ци, нужно разделить его на 2 части. Верхняя часть иероглифа обозначает 3 вида энергии: энергию неба, земли и природы. Таким образом, разделяя ее на 3 основных составляющих, важно понять, что это не отдельный вид энергии, а одновременно все и ничего.

Нижняя часть изображена в виде схемы направлений действия энергии на человека, животных и природу. С помощью второй части иероглифа мы получаем карту описанных выше «драконовых линий».

Иероглиф Ци часто используют в быту, при отделке мебели, в украшениях, картинах, предметах интерьера жилища. Считается, что наличие данного иероглифа способствует благополучию и уюту в доме. Также часто можно заметить татуировки в виде этого иероглифа.

Упражнения для накопления энергии

Итак, вы решили пробудить свою энергию Ци. Но для начала мастера духовных практик советуют: не отождествлять это понятие с некой суперсилой, которая в одночасье принесет в вашу жизнь всевозможные блага. Ци, как и любая категория в азиатской философии — плод долгих и упорных занятий, тщательной концентрации и каждодневной работы над собой.

Смиренно начиная путь, воин готов идти до конца и, лишь достигнув вершины, может возвратиться к истокам:

  • встаньте прямо, ступни должны находиться на расстоянии не менее 45 см друг от друга;
  • следующий шаг — немного согните колени, чтобы они пружинили. Спина остается прямой;
  • разведите руки в стороны, ладони подняты, пальцы направлены строго вверх;
  • закройте глаза и сконцентрируйтесь на внутренних ощущениях. В такой позе необходимо оставаться 5-10 минут.

После того, как энергия Ци пробудилась, наступает фаза, в ходе которой необходимо усмирить или обуздать мощный поток силы, хаотично существующий в человеке. Как это сделать? Для начала мастера наставляют на общее очищение: избавиться от негативных мыслей, чувств и окружающей обстановки, чтобы тело и душа находились в покое.

Вы сами почувствуете, как что-то внутри вас постепенно пробуждается и вы начинаете уделять внимание приятным мелочам, замечаете улыбки на лицах прохожих и дарите их в ответ. Наступает время для непосредственного знакомства со своей Ци.

Что нужно для развития Ци?

В непосредственной практической части работы для развития своей энергии необходимо усвоить, что секрет успеха мастеров боевых искусств Китая и Японии заключается в совокупности нескольких факторов: Ци открывается чистым помыслам, чистым намерениям, чистой душе и телу.

А значит, человек всего себя должен раскрыть навстречу своему настоящему «Я». Каждая точка организма — проводник космической энергии, пронизывающей Вселенную.

В цикл практик будут входить как медитативные упражнения, так и физические:


  • настроим дыхание. Примите удобное положение, тело должно быть расслаблено. Предельно внимательно проследите за частотой своих вдохов и выдохов. Вам следует сосредоточиться на этом процессе и не отвлекаться на посторонние мысли. Чтобы легче было выполнять это, казалось бы, простое упражнение, закройте глаза, так как лишние мысли могут сбивать верный темп дыхания. Упражнение следует выполнять от трех до десяти минут. Дышите глубоко и медленно всей грудью и животом;

  • циркуляция Ци в теле осуществляется уже не хаотично, можно задействовать руки. Чтобы пустить потоки энергии сквозь тело к космосу, представим, что Ци — это теплый сгусток энергии в форме шара. Правую руку поднесем к лицу, чтобы ладонь была повернута тыльной стороной к земле, а левую держим в районе солнечного сплетения, соответственно тыльной стороной вверх. Постепенно приближаем их друг к другу, ощущая между ними теплый шар, начинаем вращать, не переставая концентрироваться на дыхании.

Практика Цигун не случайно приобрела большую популярность во всем мире, поскольку, овладев ее техниками (коих великое множество), человек в состоянии избавиться от массы недугов, в том числе и таких распространенных, как хроническая усталость, нарушения сна, проблемы с нервной системой, вегето-сосудистая дистония, дисбаланс в обмене веществ, слабый иммунитет и многое другое.


Системы, разрабатываемые веками, используются в народной медицине, боевых искусствах, комплексах физических упражнений.

Элементарные движения, повторяемые изо дня в день, тело запоминает в течение короткого времени, и вы сами не заметите, как каждое утро вам захочется начать с такой необычной зарядки. Только вместо поднятия тяжелых гантелей в спортзале или изнуряющего марафонского бега вы станете выходить на диалог со своим внутренним «Я», направляя энергию созидания через свои каналы в космос и принимая целебные дары земли.

Помимо метафизической составляющей, неоспоримы и практические результаты. Стоит только вспомнить, что Цигун — одно из любимых занятий у пожилых жителей Японии, Китая, Кореи, некоторых стран Азии. И благодаря не только хорошим генам и условиям жизни, но во многом и этим древним практикам, бабушки и дедушки в Поднебесной и Стране Восходящего Солнца слывут долгожителями и обладают ясным умом.

Определение Ци

Одним из своих основополагающих понятий китайские философы и медики определяют энергию Ци. Каждый человек, материальные предметы, уголки пространства пронизаны энергией Ци. Любое действие, любовь, сила не способна обходиться без участия жизненной энергии. Сбалансированность и постоянный приток Ци связаны с состоянием здоровья и человеческой активностью. От ее сбалансированности зависит, как физическое здоровье, так и эмоционально-психологическое состояние. Энергия Ци классифицируется на следующие виды:

  • врожденная Ци, определяющая генетику – родители передают при зачатии;
  • энергия Ци из воздушной среды – через дыхание организм наполняется энергией жизни из воздуха;
  • Ци из продуктов питания – при попадании пищи в желудок высвобождается энергия Ци, которая преобразуется через селезенку и наполняет все органы;
  • Защитная Ци энергия – иммунитет против вредных воздействий.

Врожденную Ци хранят почки, но ресурс подвержен истощению. Такие факторы, как напряженность работы, стресс, использование любых стимулирующих препаратов, напитков, имеют негативное влияние на Ци. А соблюдение правильного дневного режима, ежедневное питье достаточного количества чистой воды способствуют ее сохранению. Также влияет состояние воздуха. Грязный воздух ухудшает сопротивляемость человеческого организма к болезням и вредным проявлениям. Полезная пища обогащает человека энергией жизненной Ци. Поэтому так важно питаться натуральными продуктами, особенно в свежем виде, исключая красители, консерванты и искусственные добавки. Человеческая энергия, защитная Ци, окружающая наше тело, помогает регулировать протекционные силы организма.

Читайте нашу статью «Четки из 108 бусин: символика и практическое применение».

Упражнение «Большое дерево»

Поэтапное выполнение упражнения «Большое дерево»:

  • откройте свои каналы. Для этого сложите указательный и средний пальцы правой руки, будто скребок, проведите фалангами по боковым сторонам пальцев левой руки. При этом представьте, что вы счищаете кармический сор со своих рук-каналов. Повторите упражнение несколько раз, меняя руки;
  • встаньте в положение, как в первом примере, когда вы пробуждали энергию Ци. Но теперь необходимо, чтобы язык прикасался к верхнему нёбу, глаза также прикрыты;
  • теперь представьте, что вы становитесь огромным мощным деревом: ноги удлиняются и проникают глубоко в землю, становясь корнями, руки превращаются в ветви и тянутся высоко к солнцу. В этом упражнении важно сконцентрироваться на мыслеобразах, ярко представляя себе картинку вашего преображения. В некоторых практиках советуют даже рисовать эти сюжеты на бумаге, ведь рисование тоже своего рода медитация;
  • руки поднимаются на уровень поясницы, локти расставлены перпендикулярно туловищу, представьте, что в подмышечных впадинах вы держите что-то хрупкое, боясь раздавить предмет;
  • руки складываются вокруг невидимого энергетического шара, который постепенно начинает питать вас своим теплом, вращайте его медленными движениями.

К слову о живописи: китайский стиль гохуа как нельзя лучше иллюстрирует понятие о том, что энергия Ци находится не только в живых существах, но и даже в произведениях искусства.


Упражнение «Большое дерево»

Как утверждает автор книги «Китайская живопись кистью» Вив Фостер, в хорошей картине присутствует дух, а энергия Ци передается даже через малейшие штрихи, через блики, краски, передачу светотени и создает неповторимую атмосферу, формирует ауру того места, где находится.

Помощь малышу

Энергия сотворения Юань-Чи (Ци) «Энергия Ци»

Сугубо материалистически мыслящим людям необходимо смириться с тем, что в европейской философии и науке адекватного этому понятия не имеется, и та­кой вид «энергии» не рассматривается. Как мы уже упоминали выше, ци — это не совсем то, что мы понимаем под «физической энергией». В древнем китае эту энергию описывали как вездесущий эфир, энергия пронизывающая все, активность, функциональное начало, в том числе и жизненная сила. В древнеиндийской философии и медицине этому понятию со­ответствует прана

— первоначальная и основополагающая универсальная энер­гия, животворное дыхание.

.

Ци

является причиной и началом всякого движения и изменения. На Востоке считается, что это более тонкая субстанция, чем та, которую можно зафиксировать приборами или обычными органами чувств.

В китайском языке иероглиф ци

обозначает несколько понятий: воздух, жизнен­ная сила, дух, настроение, душевные силы, жизненная энергия, начало, функци­ональная активность организма. Однако мы будем использовать и
термин «энер­гия»
как наиболее близкий к понятию ци и достаточно устоявшийся в европейской литературе по китайской медицине.

.

Ци

является необходимым составным элементом организма человека, нача­лом и движущей силой его жизнедеятельности.
Ци
разделяют на внешнюю, при­родную, которая поступает при дыхании в организм человека, и внутреннюю, циркулирующую внутри человека. При дыхании внешняя ци попадает в орга­низм человека, частично превращается во внутреннюю, а при выдохе выходит наружу и вновь преобразуется во внешнюю ци. Так происходит постоянная цир­куляция энергии
ци.
От того, в каком состоянии находится дыхательная система человека, и зависит его насыщение жизненной силой
ци,
а это во многом опре­деляет общее состояние организма.

.

В организме человека внутренняя
ци
циркулирует по постоянным каналам —
меридианам
, которые являются традиционным понятием в восточной медицине, не имеющим анатомического представительства ( «Учение о ме­ридианах —
цзин-ло»).
Энергия ци,

называемая внутриутробной, формируется на начальном этапе развития зародыша, программируя наследственность и за­пас жизненной силы будущего человека. После рождения ребенка его энергия ци обогащается так называемой питательной (послеродовой) ци, получаемой в результате дыхания и питания, —
шуй-гу чжи ци.
Взаимосвязь между двумя ви­дами
ци
заключается в следующем: внутриутробная является движущей силой жизни, а послеродовая является материалом, который обеспечивает поддержа­ние жизни.

.

Рассмотрим разновидности и локализацию ци

как энергии и жизненной силы в зависимости от места ее возникновения и действия.

.

  1. Наследственная (первичная, или истинная) энергия— юань ци
    (в трактате «Нэй цзин» она называется
    тинх,
    в другой литературе —
    кци
    предков») — «
    энер­гия», получаемая человеком при его зачатии
    , в самом начале формирования плода, до рождения. Она обусловливает развитие человека в определенном направ­лении.
    Этот вид энергии накапливается в почках.

.

  1. Духовнаяци — тин ци
    — образуется в процессе зачатия, но сразу же после рождения распределяется по пяти основным органам — печень, сердце, селезен­ка, легкие и почки, где развивается и пополняется за счет получения организ­мом питательной и дыхательной энергии (воздух, пища).

.

  1. Дыхательная энергия — цон ци
    — извлекается организмом из природного (внешнего) ци из вдыхаемого воздуха.

.

  1. Питательная энергияинь ци
    — образуется до рождения в утробе матери, а начинает функционировать после рождения, получая воздух и питательные ве­щества пищи.

.

  1. Защитная энергиявэй ци
    — это часть
    ян
    энергии
    ци,
    которая формирует защитные силы организма.

.

  1. Возмущающая энергия

    хын
    ци — перерожденная внутренняя энергия, став­шая патогенной и вызывающая различные функциональные нарушения.

.

Наследственная ци.

Эта энергия, как было сказано выше, формируется до рождения ребенка и передается ему родителями в момент зачатия,
это наслед­ственный энергетический потенциал, который называется еще энергией пред­ков.
Она берет свое начало в почках, которые содержат корни
инь
и ян, и прони­кает в сердце либо в легкие, через которые попадает в систему главных меридианов и циркулирует по всему организму, возвращаясь в почки. По посто­янным каналам наследственная
ци
циркулирует вместе с питательной и защит­ной
ци.
В почках она накапливается, и ее пополнение зависит от систематичес­кого поступления питательной ци.

В книге «Лин шу» говорится: «Истинная ци существует с рождения. Она смешивается с питательной
ции питает тело».
Наследственная цы циркулирует и вне постоянных меридианов вместе с защитной
ци
по чудесным каналам, по подкожной соединительной ткани и эпи­дермису, внутренним тканям и внутрикостным полостям. Наследственная ци ре­гулирует общую энергию организма человека. Протекая по заднесрединному ме­ридиану
(ду-май),
она регулирует ян-ци, протекая по переднесрединному
(жэнь-май) — инь-ци.
Следуя по другим путям, наследственная ци регулирует кро­вообращение, мочеполовую функцию и подвижность.

.

Распространение наследственной ци

по организму происходит, в частности, через меридиан три обогревателя и регулируется им. Благодаря ее действию про­исходит функционирование внутренних органов; она также поддерживает рост человека. Чем больше этой энергии в организме человека, тем сильнее его внут­ренние органы, тем меньше он подвержен заболеваниям. Когда повреждающий фактор воздействует на организм, то вначале ему противодействует защитная энергия, циркулирующая по поверхности тела. Поэтому на первой стадии бо­лезнь имеет поверхностный характер.

.

Если защитная энергия недостаточна и патогенное начало проникает в глубь организма, то ему начинает противодействовать наследственная ци. Если же на­следственная ци

слаба от рождения или ее стало меньше в результате долгого или сильного патологического воздействия, то внутренние органы ослабевают и не в состоянии далее противостоять вредоносным факторам. Таким образом воз­никают болезни. Если поражение достигает заднесрединного канала, то симпто­мы болезни будут острыми, с признаками психического возбуждения, несвязно­стью речи, с болями по ходу этого меридиана, со спазмами мышц, с головными болями, повышением артериального давления. Если, наоборот, повреждение про­никает в переднесрединный канал, то обнаруживаются симптомы астении, па­дение артериального давления, атония по ходу этого меридиана.

.

.

Избыток наследственной энергии аккумулируется в почках для того, чтобы с началом полового созревания организма выйти из почек и направиться для под­держания функций соответствующих органов. От наполненности наследствен­ной энергией зависит половая функция человека и возможность иметь детей. Так, у женщин максимальный расцвет наследственной энергии наблюдается в 28 лет, а ее пустота — в 49 лет; у мужчин максимум наблюдается в 32 года, а пус­тота энергии — в 64 года. Эти цифры могут варьироваться в зависимости от спо­собности человека сохранять энергию. Известно, например, что многие долго­жители на Востоке не утрачивают способности к деторождению и в более позднем возрасте. Только определенный образ жизни, основанный на гармонии духа, тела и окружающей природы, способствует поддержанию достаточного количества наследственной энергии.

Благодаря почкам наследственная энергия распространяется по всему организму. При поражении почек происходит нару­шение как самой энергии, так и ее циркуляции, поэтому на Востоке почки назы­вают «корнем жизни».

Основными причинами, истощающими наследственную энергию, являются неправильное питание, и в особенности, злоупотребление алкоголем, по боль­шей части крепким (свыше 18°). Происходит нарушение качества питательной энергии, которая становится неспособной подкреплять наследственную энергию. Разного рода необдуманные действия, которые разрушают интеллектуальную энергию, активно взаимодействующую с наследственной
ци,также способству­ют ее истощению. В трактатах «Хуан-ди нэй цзин» сказано: «Удовлетворять сер­дце — значит ранить мозг. Сердце соответствует радости: слишком большая ра­дость поражает сердце». И, наконец, половые связи в состоянии опьянения, истощающие наследственную энергию, приводят к быстрому старению. Поэто­му сохранение этой энергии является залогом долголетия и здоровья.
Из выше­сказанного следует, что нравственность жизни и воздержанность непосредствен­но благоприятно влияют на объективные физиологические процессы в организме человека.

.

.

Духовная {тин) ци

после возникновения в процессе оплодотворения распре­деляется по пяти органам и становится их функциями, то есть началом их дей­ствия. Она поддерживается в своей непрерывности питательной
ци
на уровне органов, поэтому в «Нэй цзин» написано: «Духовная энергия порождается пя­тью органами».
Тин ци
сохраняется в пяти органах и вследствие этого имеет раз­ные названия в зависимости от местоположения:

  • в сердце —дхан(духовная);
  • в легких —фач(жизненная);
  • в печени —хон(духовная и жизненная);
  • в селезенке — у (мысль);
  • в почках —чи(воля).

Но все это одна энергия, составляющая единое целое. Духовная ци

через сер­дце воспроизводит огонь —
ян,
воля
чи
производит через почки воду — инь. Про­тиводействие огня и воды, взаимодействие
ян
и
инь
поддерживает равновесие в организме. Утрата его приводит к душевным болезням. У (мысль) является энер­гией распределения всех остальных ци.
Чи
(воля) производит (питает) остальные энергии.

Дыхательная ци.

Эта энергия вырабатывается в легких из природного ци воз­духа и питательного ци, образующегося в желудке и селезенке — поджелудочной железе.
Цон ци
накапливается в грудной клетке. Ее силой происходят дыхание и поступление воздуха в легкие, работа сердца и сосудов, от нее зависят глубина дыхания и полнота голоса, функция такой важной части кровообращения, как капиллярная система и деятельность всего организма.
Цон ци
регулирует темпе­ратуру и определяет активность конечностей. В книге «Лин шу» говорится:
«Цон ци
(дыхательная ци) накапливается в груди и выходит через горло. Она входит в кровь, в кровеносные сосуды и обеспечивает, кроме того, дыхание». Далее чита­ем: «Если не происходит опускания
цон ци,
кровь задерживается в жилах и бло­кируется».

Питательная энергия.

В зависимости от вкуса продукта энергия
ци,
получае­мая при его переработке, распределяется по пяти основным органам: печень (кис­лый), сердце (горький), селезенка (сладкий), легкие (острый), почки (соленый). Далее питательная энергия следует по кровеносным сосудам и циркулирует по ним вместе с кровью, способствуя постоянному ее обновлению. Обращаясь вме­сте с кровью, питательная ци питает все части и клетки организма.

Функциональное состояние дыхательной и пищеварительной систем во мно­гом оказывает влияние на питательную энергию, так как из желудка питатель­ная ци перемещается в легкие. Источниками ослабления этой жизненной силы являются неправильное питание, курение табака и избыточное употребление алкоголя. Питательная энергия поддерживает полноценное состояние наслед­ственной энергии (являясь ее составной частью), духовной и защитной, что вме­сте определяет состояние основной энергии ци

в организме.

Защитная энергия.

Локализуясь в поверхностных слоях организма, циркули­руя по коже и в мышцах, эта энергия
вей-ци
предупреждает внедрение патоло­гической, возмущающей энергии в пределы организма через его отверстия (рот, нос и т. д.). Защитное функциональное начало
ци
распределено в основном по туловищу, где оно регулирует деятельность кожи и волос, обогревает внутрен­ние плотные и полые органы, выполняет важную функцию при открытии и за­крытии пор кожи, а также защищает поверхность тела от воздействия болезне­творных внешних факторов. При проникновении неблагоприятных факторов в организм ограничивает их глубину. В книге «Лин шу» читаем: «Дэй-цц (защит­ная
ци)
представляет собой нечто, что согревает мышцы, наполняет кожу, обес­печивает поры салом и делает их сильными, ведая их открытием и закрытием». Это важнейшая субстанция в организме человека, которая образуется в почках и должна постоянно пополняться питающей субстанцией
шуй-гу чин
от селезен­ки и желудка.

Возмущающая энергия.

При истощенном психоэмоциональном или физичес­ком состоянии в организме образуются энергетические пустоты именно в тех его частях, где это ослабление наиболее выражено, где имеется недостаток
ци.
В результате рождается
хьш ци,
патогенная энергия, вызывающая различные фун­кциональные нарушения. Эта энергия в трактате «Нэй цзин» носит название
ни та

ни
значит пустота в состоянии слабости,
та —
возмущающая. Чем глубже она проникает в организм, тем опаснее поражение. Преградой для возмущаю­щей энергии на первом этапе служит защитная энергия вей
ци
человека, а при недостатке последней и более глубоком проникновении
хьш ци —
наследствен­ная энергия.

Ци органов.

Все внутренние органы человека также имеют собственную
ци,
то есть свое функциональное начало, от которого зависит работа органа. Имеет­ся
ци
печени, сердца, селезенки, легких и почек и т. д. Эти ци разных органов находятся в постоянном обмене и связи с другими
ци
и составляют общее функ­циональное начало организма в целом.

Приобретенная энергия

— это космическая
(шин ци),
духовная
(тин
ци) и пи­тательная энергии
(инь ци),
а
зрелая
— это наследственная
(юань ци)
и жизнен­ная
(тхи ци)
энергии.

Рис. 3.

Расположение пяти
дань-тянь
с их ориентировочными точками:
а (вид спереди):
верхний
дань-тянь
(точка 1 —
инь-тан,
точка 2 —
шан-гэнь)
—космическая энергия; передний
дань-тянь
(точка 3 —
тань-чжун) —
духовная энергия;средний
дань-тянь
(точка 4 —
ци-хай) —
питательная энергия;
б (вид сзади):
нижний
дань-тянь
(точка 5 —
хуэй-инь)
— наследственная энергия;задний
дань-тянь
(точка 6 —
мин-мэнь)
— жизненная энергия

Общее функциональное начало организма — энергия ци,

помимо циркуляции по меридианам и сосудам, имеет определенные места локализации в организме человека, которые носят название
дань-тянь.
Таких локализаций пять (рис. 3):
верхний дань-тянь,
в котором накапливается космическая энергия, контролиру­ющая и управляющая всеми остальными видами энергий в организме;
передний дань-тянь,
в котором накапливается духовная энергия, формирующаяся в про­цессе зачатия; в
среднем дань-тянь
локализуется питательная энергия, которая начинает функционировать после рождения; в
нижнем дань-тянь
локализуется наследственная энергия, которая передает генетические особенности человека; в
заднем дань-тянь
локализуется жизненная энергия, получаемая человеком до рождения (схема 1).

.

Итак, в целостном организме между всеми его частями существуют тесные связи. Пища и воздух, поступающие из окружающей среды, превращаются в организме человека в питательный и защитный факторы; питательный фактор циркулирует в сосудах, а защитный — в покрове тела и мышцах. Под влиянием жизненной силы ци

происходит деятельность всего организма. Представление об изменениях и превращениях энергии
ци
ниже будет разбираться в учении об органах, а о ее движениях — развивается в учении о меридианах.

.

.

В книге первой трактата «Нэй цзин» излагаются принципы сохранения здо­ровья и долголетия.

.

На первое место поставлено сохранение и поддержание на­следственной ци,

жизненной ци, психической ци и крови —
хийэт.
При этом глав­ным названо следование закону
инь—ян,
умеренность в питании, передвижении и работе.

.

Указывались причины преждевременной (до столетнего возраста) смер­ти:

привычка употреблять вино вместо воды, лгать, иметь половые сношения в состоянии опьянения.

Все это истощает наследственную и жизненную ци.

Вино поражает селезенку, ее энергия нарушается, что приводит к повреждению пи­щеварения.

Последнее уменьшает питательную
ци,которая не может в должной степени поддерживать жизненную цц. Ложь поражает интеллектуальную (ум­ственную)ци(сохраняющуюся в сердце), половые связи в состоянии опьянения ослабляют наследственную ци.
Прикрепления:

Классические ошибки

Ни в коем случае не допускайте этих ошибок, и тогда гармония поселится в вашем доме:

  • не храните дома разбитые вещи;
  • лестничные пролеты должны быть сквозными, чтобы энергия Ци могла свободно циркулировать в пространстве между этажами;
  • не оставляйте мусорное ведро у двери;
  • не копите старый хлам. Вместе с ним вы копите и ветхие воспоминания, негативную энергетику, обиды и прочее;
  • пол в доме должен быть ровным. Ведь энергия Ци движется не только вертикально, но и горизонтально;
  • зеркала, размещенные в спальне или напротив входной двери, также препятствуют потоку положительной энергии. Китайские мастера, постигшие искусство фэн шуй, утверждают, что зеркала как сакральные предметы также могут и поглощать ваши жизненные силы. Поэтому не стоит спать в непосредственной близости от них;
  • неисправная сантехника ассоциируется в фэн шуй с уходом удачи из дома: она будто бы вытекает, подобно воде. Поэтому старайтесь своевременно ремонтировать все требующие этого объекты домашнего хозяйства.

Эффективное управление Ци


Многих волнует вопрос, как управлять энергией Ци, как эффективно управлять такой энергией. Существуют базовые правила, соблюдая которые можно управлять энергией Ци:

  • накапливать и регулировать можно соответственными упражнениями;
  • зацикленные на скорости получения результата люди не способны получить гармоничное развитие;
  • принципом заземления (массажи, соляные ванны) следует пользоваться ощущающим дрожание в конечностях.

В организме Ци движется по сети меридианов. Они определяются только соответственными приборами. Китайская медицина предполагает подкожное расположение 12 меридианов. Поток Ци проходит определенный путь. Управлять Ци, как жизненной энергией можно несколькими способами:

  • медитацией – где разумом можно осуществлять перемещение, развить, управлять энергией, как любым подконтрольным процессом;
  • дыхательными практиками – благодаря правильному диафрагмальному дыханию Ци жизненная энергия будет эффективно циркулировать;
  • телесными методиками и процедурами – используют специальные упражнения и точки для регулирования циркуляции Ци.

Что такое Ша?

Как у каждого положительного действия, чтобы баланс природных сил был сохранен, существует и негативная сторона, то есть противодействие. Такой категорией в искусстве фэн шуй можно назвать Ша. Если Ци — нежный и легкий, как крылья бабочки, шелест ветра, то Ша — это жестокий вихрь, вызывающий катастрофы.


В доме или возле вашего дома могут находиться предметы, способствующие развитию этого негативного потока.

Вызывающие Ша объекты:

  • линии электропередач;
  • острые углы зданий, одиночно выступающие углы;
  • кладбище неподалеку от дома;
  • одинокое трухлявое дерево;
  • дорога в форме сабли.

Это далеко не весь перечень, и объекты могут видоизменяться в зависимости от окружающих вас обстоятельств. Главное, чтобы на ваше самочувствие и на состояние домочадцев объекты, находящиеся во дворе или внутри дома, влияли благотворно, приносили удовлетворение в метафизическом смысле.

Как восстановить энергию Ци и устранить влияние энергии Ша

Если на ваш дом воздействует негативная энергия ша, не отчаивайтесь. Как мы уже говорили выше, методы фэн-шуй позволяют исправить любую ситуацию, и для этого существует много способов. Принцип действия заключается в том, чтобы перенаправить негативную энергию, отвести ее от дома.

  1. Наилучший способ устранения влияния энергии ша — возведение барьера, защищающего жилье и создающего островок спокойствия перед входной дверью. Это могут быть или низкие живые изгороди, или ограды.
  2. Можно на несколько сантиметров поднять порог. Таким образом вам придется преодолевать символический барьер, который будет мешать негативной энергии проникнуть в дом.
  3. Если непосредственно к вашему дому подходит прямая дорога, можно исправить ситуацию, используя декоративные выступы или карманы по обе стороны от дороги. Выступы можно либо заполнить тем же материалом, которым выложена дорога, либо украсить растениями, либо выложить декоративными предметами. Дорожка станет извилистой, и воздействие ша ослабнет.
  4. Если у вашего дома дорога поворачивает под прямым углом, около поворота можно разбить клумбу.
  5. Благотворное влияние окажет любое отвлекающее от резкого поворота средство. Можно повесить на внешней стороне дома восьмиугольное зеркало ба-гуа. С его помощью вы отразите негативное воздействие ша в том направлении, откуда она пришла. Но помните, что этим зеркалом можно пользоваться только вне дома. Кроме того, устанавливать зеркало следует так, чтобы отраженная энергия ша попадала не на дверь ваших соседей, а на безопасное место.
  6. Превосходный способ отклонить негативную энергию — построить около дома небольшой фонтан. Он будет поднимать энергию ци, освежать атмосферу и, кроме того, улучшит внешний вид.
  7. Если по каким-либо причинам вы не можете позволить себе это, можно ограничиться небольшим питьевым фонтанчиком или вырыть маленький пруд, красиво обложив его камнями. Конечно, в этом случае нужно следить, чтобы вода не зацветала и не застаивалась, при необходимости менять ее.
  8. Если же на ваш дом направлен очень мощный поток ша, исходящий от соседних зданий, вы можете использовать символы скрещенных мечей или пушки. Это средство следует применять только в крайних случаях и обязательно проследить, куда отражается негативная энергия.

Главный проводник энергии ци в природном ландшафте — вода. В городе ее имитируют улицы и проспекты, рассекающие жилые районы. Дороги действуют аналогично акведукам, распределяющим энергию ци по окружающей местности. В китайской символике вода ассоциируется с деньгами, поэтому река или дорога должны проходить мимо вашего дома, петляя, протекая не слишком быстро, чтобы деньги не проносились мимо, но и не слишком медленно, чтобы вы не испытывали нужды. Жильцам дома, фасад которого выходит на оживленную улицу или скоростную эстакаду, очень сложно планировать свое материальное благосостояние, поскольку деньги то притекают к ним, то уносятся прочь. Лучше, если дом расположен на плавном изгибе дороги с умеренным или слабым движением. Неплохим будет и расположение дома на перекрестке дорог, если поток энергии ша не направлен на входную дверь. Все эти особенности следует учитывать, покупая дом или планируя его строительство.

© Огудин Валентин

Если вас увлекла встреча с самим собой

Изучение энергии Ци, ее влияния на человеческое тело и душу, — невероятно увлекательное занятие. Но, как и в любой философии, ученик должен обрести своего учителя. Устами древних мыслителей говорят книги.

И среди многочисленных трудов современных писателей, несомненно, есть достойные произведения об этой практике, однако стоит начать с каноничных текстов, чтобы поближе познакомиться с загадочным миром тонкой материи.
Книги о поисках себя:

  • «Дао Дэ Цзин. Книга о Пути и Благодати», Лао-цзы;
  • произведения Чжуан-цзы;
  • «Книга пяти колец», Миямото Мусаси;
  • «Письма мастера дзэн к мастеру фехтования», Такуан Сохо;
  • «Будо. Учение основателя Айкидо», Морихэй Уэсиба;
  • «Кодекс Бусидо. Хагакурэ», Ямамото Цунэтомо.

Современные источники:

  • «Искусство Цигун», Вон Кью-Кит;
  • «Исцеляющая энергия ци», Ильчи Ли;
  • «Чжун Юань Цигун», Сюй Минтан;
  • «Ци-Гун пяти зверей: правда и сказка», Михаил Роттер.

Эти списки в процессе изучения вами древних практик, вне всякого сомнения, будут пополняться, как и ваша душа, подобно сосуду, что в жаркий день наполняется ключевой водой. Удачи на пути к самим себе!

Школа натурфилософии иньян-цзя 阴阳家

Первые натурфилософские представления о двух началах – инь и ян, а также о пяти первоэлементах у-син прослеживаются уже в изображениях на неолитической керамике IV-III тыс. до н.э. Вероятно, со временем сложились две самостоятельные традиции: «небесная» (астрономо-астрологическая), и «земная» (мантико-хозяйственная), которые рассматривали, соответственно, концепции инь-ян и пяти первоэлементов. Приблизительно в V в. до н.э. в среде придворных астрономов и астрологов зародилась школа натурфилософов, которая объединила их.

♦ Подробнее: Шесть школ древнекитайской философии

Текстов школы натурфилософов до нашего времени не дошло, хотя есть много свидетельств, что они существовали и имели широкое распространение. Фрагментарно её учение изложено в таких древнекитайских памятниках, как «Шу цзин» («Канон документов»), «И цзин» («Книга перемен»), «Го юй» («Речи царств»), «Люй-ши чунь-цю» («Вёсны и Осени господина Люя»), «Ши цзи» («Исторические записки» Сыма Цяня) и др.

Цзоу Янь (305-240 до н.э.) считается главным систематизатором учения школы натурфилософов. Он объединил две линии, существовавшие до этого раздельно: инь-ян и у-син, и распространил их на историко-политическую сферу. Особенно его интересовали география и история.

Ханьский мыслитель Дун Чжуншу (ок. 179-104 до н.э.) интегрировал натурфилософское учение в конфуцианство и значительно развил его. В дальнейшем натурфилософские идеи были представлены в даосских текстах и отчасти в буддийских, а также в сунском неоконфуцианстве.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]