Во Вселенной всё происходящее и существующее объясняет взаимодействие Инь-Ян, или триграммы под названием Багуа. Энергия Ци постоянно перемещается. Когда она движется, то тем самым способствует рождению Ян (активности), а при вхождении в спокойствие становится источником Инь (пассивности). Взаимодействие данных двух типов энергии является источником всего существующего в мире.
Обе вышеуказанные энергии обозначаются двумя линиями. Инь представляет собой прерывистую черту, в то время как Ян – сплошную. При разделении каждой из них выделяется четыре разновидности энергии. После этого подразделение происходит уже на 8 триграмм, где каждая составная часть соответствует изначальной энергии (Янской либо Иньской).
Обратите внимание! Каждому сектору Багуа также соответствует своё число Гуа. Оно для каждого человека разное, его можно рассчитать по году рождения.
Как они создаются
Триграммы Багуа в своей совокупности образуют восьмиугольную фигуру. Она наглядно описывает все процессы и события, имеющие место во Вселенной и в нашем мире. Собственно, на этом восьмиугольнике основывается большинство учений фэн-шуй.
По тому, каким образом комбинируются линии, можно выяснить, какая энергия в ней переносится – движения или спокойствия. Если триграммы имеют идентичные виды одной и той же полярности, их обозначают как крайний Инь либо Ян. Визуально обозначенные они выглядят как одни сплошные либо одни прерывающиеся черты.
Обратите внимание! Другие комбинации триграммы Багуа обозначают одну линию Инь или Ян и 2 противоположные. Сущность каждой определяется чертой, находящейся в одном экземпляре – она является лидирующей.
Прочие же комбинации триграммы составлены из одной «янской» или «иньской» и остальных двух линий, обладающих противоположным направлением. Например, если совокупность включает в себя одну сплошную «янскую» черту, а другие будут «иньскими», она будет определяться как принадлежащая Ян.
Триграммы [ править ]
八卦Багуа — восемь триграмм (верхняя полоса — наименее значащая двоичная цифра)
Линии триграммы | 乾Цянь ☰ 111 | 兌Duì ☱ 110 | 離Lī ☲ 101 | 震Zhen ☳ 100 | 巽Сюнь ☴ 011 | 坎Kǎn ☵ 010 | 艮GEN ☶ 001 | 坤Кун ☷ 000 |
Природа | Небеса / Небеса 天Tiān | Озеро / болото 澤Zé | Сердце огня 火Hu火 | Гром 雷Лей | Ветер 風Fēng | Вода 水Шуǐ | Гора 山Шан | Земля 地Dì |
Элемент и планета | Металлик / Нептун | Металлик / Венера | Огненный / Марс | Деревянный / Юпитер | Деревянный / Плутон | Водянистый / ртуть | Земляной / Уран | Земляной / Сатурн |
Ба Сянь | Хан Сян Цзы | Чжунли Цюань | Люй Дунбинь | Цао Гоцзю | Хэ Сянгу | Ли Тьегуай | Чжан Голао | Lan Caihe |
Личность | Философия | Святой Весельчак | Суверенитет | Император ( Генерал ) | Дао Инь ( Мудрый ) | Пилигрим | Воин- герой | Чувство |
Артефакт | Флейта | Ручной вентилятор | Меч | Кастаньет | Лотос | Кальян | Барабан | Корзина цветов |
Восемь меридианов [5] | Du Mai | Инь Вэй Май | Чонг Май | Ян Вэй Май | Инь Цяо Май | Дай Май | Ян Цяо Май | Рен Май |
Китайский дракон | Тяньлун | Panlong , Feilong | Чжулун | Шэньлун | Цинлун | Цзяолун , Дилонг | Fuzanglong | Чилонг |
Начальная точка акупунктуры | Хоу Си | Nei Guan | Гонг Сун | Вай Гуань | Чжао Хай | Цзу Линь Ци | Шэнь Мэн | Lie Que |
Акупунктурный канал | Сяо Чанг | Синь Бао | число Пи | Сан Цзяо | Шен | Дэн | Пан Гуан | Фэй |
Китайский гороскоп Эквивалент греческого бога | Овца Аполлон | Собака Афродита | Змея Деметра | Кошка (свинья) Гермес | Птица Афина | Крыса Дионис | Обезьяна Арес | Тигр Гера |
Зан-фу | Рука | Тай Инь | Цзюэ Инь | Ян Мин | Шао Инь | Шао Ян | Тай Ян | Оплачивать |
Бадуаньцзинь | 兩手 托 天理 三焦 | 左右開弓 似 射雕 | 調理 脾胃 順 單 舉 | 攢 拳 怒目 增 氣 力 | 兩手 攀 足 固腎 腰 | 搖頭擺尾 去 心火 | 五 勞 七 傷 向後 瞧 | 背後 七 顛 百病 消 |
Чакра | Сахасрара | Аджна | Анахата | Вишудха | Свадхиштхана | Манипура | Муладхара | Бинду |
Точки оси | Цяньдин | Иньдан / Цянцзянь | Даньчжун / Шендао | Тианту / Ямен | Шенке / Минмэнь | Чжунвань / Цзиньсуо | Шимэнь / Яоянцюань | Хуэйинь |
Точка акупунктуры средней части тела | 百 會 | 強 間 | 膻 中,神道 | 大椎 廉 泉 | 神 闕,命門 | 脊 中,中 脘 | 腰 陽 關,氣 海 | 華蓋,會陰 |
Действие | Думай, звук (чтобы) | Видеть | Люблю | Сказать | Чувствовать | Сделать / иметь (Сила) | Быть | Существовать |
Бусидо | Честность | Уважать | Храбрость | Честь | Сострадание | Честность | Верность | Самоконтроль |
Эквивалент греческого титана | Уран (Отец Небо) | Гемера (День) | Эфир (Огонь) | Хаос (Буря, Хаотичность) | Никс (Дерево) | Понт (Море) | Ореа (Гора) | Гайя (Мать-Земля) |
Тело человека | Дух | Нервная система | Сердечно-сосудистая система | Иммунная система | Репродуктивная система | Система скелета | Выделительная система | Мышечная система |
Добродетель и грех | Вера — Ересь | Отречение — Зависть | Целомудрие — похоть | Скромный — тщеславие | Посвящение — Ленивый | Умеренность — Жадный | Терпение — гнев | Благотворительность — Материалист |
24 часа | 12 | 9 | 6 | 3 | 15 | 18 | 21 год | 0 |
360 градусов | 180 | 135 | 90 | 45 | 225 | 270 | 315 | 0 |
Кардинальное направление (напротив Антарктики) | Юг, север) | Юго-Восток (Северо-Восток) | Восток | Северо-Восток (Юго-Восток) | Юго-Запад (Северо-Запад) | Запад | Северо-Запад (Юго-Запад) | Север Юг) |
Энергия | Солнечная | Ветер | Тепловой | Электрический | Органический | Hydric | Ископаемое | Гравитационный |
Природа Событие | Звездные удары (Магнектические поля) Метеоритная комета | ураган | Лесные пожары | Грозовой шторм | Болезнь Чума | Цунами Наводнение | Извержение вулкана | Землетрясение |
Изображение линий триграммы | Полный, Все (Force) | Ведро (Стиральная машина, Очистка) | Сфера (Циклический) | Чашка (пьющий, дегустатор) | Мост (Помощник) | Цель (Опасно) | Ворота, Дверь (Страж, Хранитель, Ключ) | Пусто, ничего (тьма) |
Арктический сезон (напротив Антарктики) | Летнее солнцестояние 21 июня | 7 мая | Весеннее равноденствие 21 марта | 7 февраля ( Лазурный дракон ) | 7 августа ( Киноварь ) | Осеннее равноденствие 21 сентября | 7 октября | Зимнее солнцестояние 21 декабря ( Белый тигр ) |
Число Фэн-Шуй (Король Вэнь / Фу Си) 5 Центр | 6/9 | 7/4 | 9/3 | 3/2 | 4/8 | 1/7 | 2/6 | 8/1 |
Тело человека | Голова | Рука / Плечо | Грудь / Грудь | Предплечье / кисть | Бедро / ягодицы | Брюшная полость | Колено / стопа | Матка |
Кость | Череп | Плечевая кость | Грудная клетка | Радиус / Локтевая кость | Бедренная кость | Спинной мозг | Большеберцовая кость / малоберцовая кость | Таз |
Эндокринные железы | Шишковидная железа | Гипофиз | Тимус | Щитовидная железа | Яичник | Поджелудочная железа | Яички | Надпочечники |
Каково их проявление
Что такое триграммы Багуа? Они представляют собой восемь разных форм проявления Ци – энергии жизни. Посредством данных явлений с лёгкостью описываются события, имеющие место во Вселенной. Это объясняет причину явлений природы, существования сторон света и частей тела, возникновение катаклизмов и так далее.
Значения каждой триграммы многочисленны. Ниже приведены некоторые характеристики, но это совсем небольшая часть проявления энергии, обладающей огромной силой.
- Знак Кань – цифра 1 и символ бездны. Имеет водную стихию. Символизирует внимание, скрытность, рассудительную мудрость.
- Знак Кунь имеет цифру 2, земную стихию и юго-западное направление. Обозначает мягкость, спокойствие, подчинение. Символизирует мать семьи.
- Совокупность Чжэнь имеет цифру 3, древесную стихию, восточное направление. Означает напористость и агрессию. Символизирует старшего из сыновей. По этой триграмме в фэн-шуй размещают комнату сына-первенца в восточной части.
- Совокупность Шунь – цифру 4, юго-восточное направление и древесную стихию. Указывает на ветер, скорость, подвижность. Этой триграммой символизируют в семье старшую дочь. Их комнаты размещают в юго-восточной части дома.
- Триграмма Тянь имеет стихию металла и цифру 6, символизирует созидание и авторитет. Данная совокупность отождествляется с отцом семьи или главой. По фэн-шуй комната отца должна находиться в северо-западной части дома.
- Совокупность Дуй – цифра 7 и символ радости. Обладает водной стихией и западным направлением. Отображает радость и непосредственность.
- Совокупность Гэнь – цифра 8 и символ покоя. Обладает стихией земли и северо-восточным направлением. Отображает горы и упрямство.
- Знак Ли – цифра 9 и значение привязанности, обладает огненной стихией. Указывает на огонь и привлекательность, а также величие.
Характеристика восьми сторон
- Сторона дыхания жизни: в этой стороне хорошо сватать невесту, совершать дальнее путешествие, приглашать ламу-учителя, призывать духа-покровителя. Соблюдается запрет на жертвоприношение божествам и облавную охоту;
- Сторона здоровья и лекарства: в этой стороне хорошо приглашать врача, заказывать лекарства, исполнять обряд очищения, принимать пищу;
- Сторона богатства: в этой стороне хорошо покупать товары и скот, сеять зерно, исполнять обряд умножения достатка;
- Сторона огня жизни и Коня ветров: в этой стороне хорошо отправляться в дорогу, приводить в дом невесту, воскуривать благовония, развешивать на ветру символы поклонения божествам (флажки и лоскуты материи);
- Сторона вреда: в этой стороне не следует брать невесту, приобретать и покупать товары и скот. Обычно в эту сторону выбрасывается мусор;
- Сторона пяти преград (демонов): в этой стороне соблюдается запрет на приглашение врача и отправление в дальнюю дорогу, для защиты от опасностей, исходящих от этой стороны, исполняется обряд «исправления»;
- Сторона конца жизни: в этой стороне соблюдается запрет на совершение дел, связанных с жизнью и благополучием;
- Сторона злых духов: в этой стороне соблюдается запрет на проведение спортивных состязаний и лошадиных скачек, на покупку и приобретение товаров, исполняется обряд очищения от плохих деяний и наложения на них запрета.
Как их используют в фэн-шуй
Все триграммы расположены по кругу, они обладают уникальными направлениями по отношению к какой-либо стороне света. Известны две вариации их обозначения.
Багуа Раннего Неба, которое демонстрирует первозданное и идеальное строение мира. На данной схеме отображается гармония и порядок. Крайний Инь здесь располагается на севере, а Ян – на юге. Данную схему нанесения знаков возможно увидеть на зеркале Багуа – одном из известнейших символов фэн-шуй. Этот тип обозначения показывает идеальную модель Вселенной, дошедшей до абсолютной гармонии.
Обратите внимание! Схема была составлена У из Ся, обнаружившим черепаху с изображением квадрата Багуа на панцире.
Вторая разновидность – Багуа Позднего Неба, которые начали использоваться с 1143 года до нашей эры, будучи включенными в обиход Вэнь-ваном. Используя такую триграмму, становится возможной оценка энергетики любого жилища. Чтобы выполнить такое измерение, требуется выйти на улицу и произвести замеры при помощи компаса, ориентируясь на входную дверь. Выяснив расположение своего жилища относительно частей света, следует взять его план и поделить на девять одинаковых квадратов. Полученный рисунок затем совмещается с Багуа Позднего Неба. Данное сравнение и позволит определить, какая триграмма управляет каждой частью жилища. Если какая-то часть по фэн-шуй получается неблагоприятной, то совокупность черт этого сектора жилища является проблемным. Это накладывает негативную энергию на его жильцов.
Практически используется именно схема Багуа Позднего Неба. Это происходит потому, что мир не является неизменным и идеальным. Совершенство не бывает непрерывным, всё меняется и развивается.
Воздействие восьми элементов багуа в дни недели
- День воздействия элемента ОГОНЬ благоприятен для кузнечного дела, ношения украшений, молитв и посещения храма, совершения добродетелей. Неблагоприятен для примирения, привода в дом невесты, забоя скота, ведения военных действий и перевода сочинений с одного языка на другой.
- День воздействия элемента ЗЕМЛЯ благоприятен для проведения земляных и сельскохозяйственных работ, поездок в восточном направлении, отказа от клятвы и избавления от порчи. Неблагоприятен для закладки фундамента, похорон, омовений и совершения молитв.
- День воздействия элемента МЕТАЛЛ благоприятен для рубки леса, охоты и поездок в восточном направлении. Неблагоприятен для того, чтобы учить ребенка ходить и отправлять его куда-либо из дома.
- День воздействия элемента НЕБО благоприятен для встреч с известными и влиятельными людьми, совершения добродетелей и обряда снятия порчи (гурум). Неблагоприятен для лечения болезней, проведения строительных работ, переездов и торговли.
- День воздействия элемента ВОДА благоприятен для совершения молитв и жертвоприношений нагам, возвращения того, что взято в долг или во временное пользование, художественной обработки металла. Неблагоприятен для переправы через реку, заклинания злых духов местности, ловли рыбы, принятия клятвы, земляных работ и борьбы с врагами.
- День воздействия элемента ГОРА благоприятен для совершения молитв и жертвоприношений, начала духовной практики, объездки лошади, закладки фундамента и проведения строительных работ. Неблагоприятен для начала важных и крупных дел, торговли и чтения.
- День воздействия элемента ДЕРЕВО благоприятен для совершения молитв и жертвоприношений, ношения украшений, посадки деревьев, определения места для поселения и закладки фундамента для дома.
- День воздействия элемента ВЕТЕР благоприятен для произнесения мантры, возврата долгов, для того, чтобы успокоить разгневанного человека и для всех «тяжелых» дел. Неблагоприятен для принятия клятвы и проведения собраний.
6 мая 2021 в 13:20
© Танака Элиза
Багуа-чжан. «Восемь ладоней» или «Шестьдесят четыре приёма боя почти на все случаи рукопашной.
Доброго времени суток, Бойцы! Если попытаться кратко охарактеризовать стиль Багуачжан, то можно сказать, что это чисто даосская система психофизического развития личности, очень качественно тренирующей мозги и дающая навыки рукопашного боя.
Для того, чтобы добиться такого “двойного эффекта”, была разработана специфическая система боя, полностью повязанная на одном из принципов восточной философии – восьми триграммах, в результате чего каждая “Базовая Ладонь” полностью соответствует какой-либо триграмме.
[ad#1]
А постоянный их переход от одной к другой символизировал принцип этих самых перемен, которым подчиняется всё вокруг, то есть, «Багуа». А «Чжан» это «Ладонь», символизирующая рукопашный бой.
Навигация по статье:1. Краткий обзор трёх внутренних систем боя: тайцзи-цюань, синьи-цюань и багуа-чжан. 2. Багуа-чжан. Основная техническая «фишка». 3. Некоторые расшифровки «Базовых ладоней» Багуачжан на примере первого технического действия. 4. Статьи краткий итог.
Причина такого не совсем стандартного решения проблемы развития личности понятна, достаточно только вспомнить нравы средневековья и слегка переделать фразу “ И бессмертный может сдохнуть с голоду”. То есть, древние мастера, не будучи ушехлопами, прекрасно понимали, что саморазвитие и прочие тонкие материи на первом этапе становления личности вещи ВТОРИЧНЫ, а первичным всегда было умение ВЫЖИТЬ!
Другими словами… Можно достичь очень высокого уровня собственного развития, быть посвящённым энной ступени и иметь доступ в соответствующие тайные круги, но быть тупо укороченному на голову во время прогулки, только потому, что какому-нибудь сопляку из вшивого и всеми забытого аристократического рода срочно приспичило опробовать остроту своего меча на неком умнике, не совсем расторопно изогнувшегося в уважительном поклоне.
Краткий обзор трёх внутренних систем боя: тайцзи-цюань, синьи-цюань и багуа-чжан.
Отсюда, чтобы всё успевать, то есть, и самооборону изучать и к каким-то высшим целям двигаться, и были разработаны подобного рода системы, позволяющие совместить и самозащиту, и развитие личности.
Такие системы были основаны на неких универсальных этико-философских построениях, типа “Инь-Ян”, “Восемь триграмм”, а также “Пять первоэлементов” и именно на их основе и были разработаны три самых известных в наше время стиля: тайцзи-цюань, синьи-цюань и багуа-чжан. Правда, существует ещё и четвёртый малоизвестный стиль люхэбафа-цюань, о котором ниже.
Тайцзи-цюань. В основе лежит принцип “Инь-Ян”. Движения стиля округлы. Больше специализируется на бое на средней и короткой дистанциях, под что, собственно говоря, и заточена вся техника, например, удары ногами. Стратегия боя больше оборонительная, чем наступательная, причем, защита часто трактуется, как подготовка к атаке.
Синьи-цюань. В основу положен принцип “Пяти первоэлементов”. Стратегия боя больше активна, чем пассивна. Упор делается на прямые движения вперёд и назад. Наступательные движения часто используются как защитные. Перемещения в основном прямолинейны, уходы в сторону встречаются довольно редко. Удары ногами невысокие, максимум, уровень паха. Стиль эффективен при ведении боя на средней дистанции.
Багуа-чжан. В основу положен принцип “Восьми триграмм”. В движениях и приёмах боя лежит образ круга. Атаке и защите придаётся одинаковое значение. Обычно, работают “от защиты”, то есть, сначала идёт защитное движение округлого вида, затем округлое атакующее действие. Эффективна на всех трёх дистанциях, на что указывает анализ технического арсенала. Удары ногами в основном невысокие.
Элементы багуа-чжан не из демонстрационного, а художественного фильма, то есть, можно увидеть более-менее “живую” работу, в котором демонстрируется, как вариант соло-тренировки, так и бой “с главным гадом”. Выбранный поединок состоит из элементов описываемого здесь стиля боя, почти на сто процентов и просмотрев данный отрывок, вы сформируете представление о том, как эта система выглядит внешне и то, как “ладони” работают в схватке, пусть даже таковая и режиссирована постановщиками трюков.
Как мы видим, “Инь-Ян”, “Пять первоэлементов” и “Восемь триграмм” лежат в основе трёх стилей боя. Соответственно, появляется не такая уж и дикая мысль, что эти стили суть одна система, только поделённая на три составляющие. Отсюда, логично предположить, что должен существовать и некий универсальный стиль, который одновременно включает в себя все три постулата китайской философии, поскольку эти неразрывно связаны друг с другом.
Это предположение верное, поскольку существует ещё и малоизвестный четвёртый стиль: Люхэбафа-цюань. В его основе лежат принципы “Инь-Ян”, ”Пяти первоэлементов” и “Восьми триграмм”. В движениях используется как прямая, так и круг. Технический арсенал рассчитан на ведение боя на всех дистанциях. Удары ногами также невысокие. Следует учесть, что существует, как синтетический стиль, преподаваемый теми, кто знаком с предыдущими тремя, так и оригинальный стиль, до сих пор не вышедший за пределы Китая.
Им в основном интересуются те, кто падок на “тайные школы боя”, поскольку о люхэбаха ничего толком неизвестно и что он из себя представляет тоже не совсем непонятно. Отсюда, слухи и соответствующий интерес.
Среди западного населения первые три стиля особенно популярны и произошло это по той причине, что считается, будто только в них существуют методики по развитию внутренней энергии, а поскольку на Западе под саморазвитием в основном понимается умение чувствовать внутреннюю энергию, то отсюда и соответствующий интерес.
Следует отметить, что в России популярны другие стили боя, о чём свидетельствует статистика слов от Яндекса и Гугла: бокс, каратэ, муйа-тай, вин-чун и ряд других, более прикладных, поскольку тай-цзи, синь-и и багуа-чжан в прикладном отношении весьма слабы, поскольку в двадцатом веке развивались исключительно как оздоравливающие дисциплины.
Общим в этих трёх стилях является несколько моментов. Во-первых, тренировка и поддержание ума в спокойном состоянии. Во-вторых, тайцзи-цюань, синьи-цюань, багуа-чжан оказывают очень хороший оздоровительный эффект, как в физическом отношении, так и в психическом, нормализуя целый ряд параметров человеческого организма. В-третьих, эти системы ставят своей целью активизацию, развитие и умение управлять внутренней энергией. Хотя, ещё раз повторюсь, развитию энергетике уделяют внимание и во многих других стилях боя, тем более, если таковые разрабатывались даосами.
Багуа-чжан. Основная техническая «фишка».
Система Багуа-чжан характеризуется несколькими весьма интересными особенностями:
1. Все движения в своей основе имеют округлую форму.
2. Бой идёт при перемещении по окружности с целью оказаться сбоку от противника либо у него за спиной.
3. В своём арсенале имеет шестьдесят четыре тактических приёма боя, каждый из которых можно применять во множестве ситуациях.
4. Эти базовые шестдесят четыре тактических приёма могут комбинироваться друг с другом в любой последовательности.
Для нас интересен третий пункт, поскольку, если про свободное комбинирование ладоней ещё можно встретить упоминание в некоторых книгах и видеофильмах, посвящённой Багуа-чжан, то про множественные способы применения каждой ладони — вообще молчок. Максимум, что может быть, это несколько вариантов применения и всё, хватит. И читатель, либо зритель, обычно полагают, будто это действие “немножко более круче, чем остальные, поскольку остальные можно применять всего в одном случае каждый, а это “аж в трёх»!
Зная любовь азиатов к секретам, не исключено, что они сами “досекретились”. Частенько, даже китайцы, эту школу так и называют, «64 приёма Багуа-чжан», т.е. они уже сами “не в курсе” того, что каждое движение можно применять во множестве самых разных ситуациях.
Отсюда, если человек будет изучать Багуа-чжан, что называется, на практике, то он вынужден будет оттачивать и эти «ладони”, как конкретные действия от конкретных атак, потому что так показано в книгах и видео, усердно превращая таким образом отличную систему боя в кастрированную фигню.
Отсюда, чтобы прикладная ценность системы была “на высоте», то человеку в своих тренировках нужно придерживаться следующего очень важного правила:
КАЖДАЯ “ЛАДОНЬ” БАГУА-ЧЖАН ИМЕЕТ МНОЖЕСТВО ВАРИАНТОВ ПРИМЕНЕНИЯ!
И этим она родниться с отечественной разработкой ЧОЙ, созданной ещё во времена СССР, не смотря на различные подходы к решению проблемы в деле создания универсальной системы боя.
Любую «ладонь» можно применять в самых разных ситуациях, необходимо только соответствующим способом натренироваться, а сделать это очень просто. Прежде, чем приступать к парной наработке, необходимо выучить какое-нибудь базовое движение и предварительно развить его, что подразумевает мысленную проработку тех гипотетических ситуаций, когда движение можно с успехом применить. Таким образом, мы не только делаем свою технику более универсальной, а себя непредсказуемыми для противника, но и по-полной нагрузим свой собственный мозг, поскольку он начнёт РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ, а это ключевое условие для его развития. Подробнее о том, как развивать мозг, можно прочесть в статье «Как развивать свои мозг, изучая рукопашный бой. Часть 1.
Итак, чтобы Багуа-чжан реально превратить в настоящую суперсистему, необходимо применить следующий подход. Человек должен сначала разучить какой-то тактический приём из шестидесяти четырёх. Затем тщательно проработать его, мысленно ища способы применения изученного действия. И только уже потом нарабатывать его в паре, имитируя различные ситуации, в которых разученный приём боя будет наиболее эффективен.
Обратите внимание на основной нюанс такой работы. Тренирующийся не отрабатывает многократно одну и туже ситуацию – нет. Он концентрируется на переборе всех возможных ситуаций, в которых выбранный для отработки тактический приём будет наиболее эффективен. Цель тренирующегося — сделать каждую «ладонь» как можно более универсальной, перебрать все возможные ситуации, а поскольку таких действий аж 64, то, я полагаю, боевая мощь багуа-чжан уже начала осознаваться по-настоящему, поскольку, найдя хотя бы по сто вариантов применения каждому тактическому приёму боя, в совокупности получаем 6400 вариантов их применения, что перекрывает множество боевых ситуаций, оставляя таким образом позади великое количество иных систем боя!
Если же, дополнительно к этому, Багуа-чжан слить с ключевым знанием принципа «Свободного Дотягивания» (ссылка), сформировать навык кругового движения хотя бы на базовом уровне (ссылка), сами шестьдесят четыре приёма начать воспринимать всего лишь как варианты универсального боевого комплекса, а также начать работать по уязвимым зонам и точкам, о наличии которых в Багуа-чжан, практически ничего в наше время не говорится, то система боя получится ну на редкость убойной, в разы превосходящую, например, то же вин-чун, к которому в наше время наблюдается явно повышенный интерес.
Небольшой рисунок, графически отображающий вышесказанное. “Личная двигательная сфера” – это основа. Характеризуется осознанным чувствованием личной дистанции, знанием её уникальных свойств и высоким уровнем координации. “Прилипание”, “укоренение”, спонтанные защиты” и туй-шоу (толкающие руки, хотя правильнее было бы назвать контакт-контроль) – это ключевые навыки рукопашного боя вообще, а не только Багуа-чжан. Объединившись вместе (сфера с ключевыми навыками), получаем совершенно новое качество, несоизмеримо более мощное, чем её составляющие.
Ну и, разумеется, помним, что, как детские кубики можно складывать друг с другом в любой последовательности, так и в “Тактических приёмах” багуа-чжан нужно научиться переходить с действия на действие в любой последовательности. Нужно только следить за тем, чтобы это происходило быстро, гладко и без потери в силе. Но наработка данных умений до уровня “навык” закладываются ещё на базовом уровне, поскольку они являются ключевыми. Познакомиться с этими навыками можно в статье «Уровень фундамента. Быстрый старт или ключи к искусству боя» (ссылка).
Некоторые расшифровки «Базовых ладоней» на примере первого технического действия.
Десять расшифровок первого микрокомплекса из комплекса «Багуа-чжан Плавающего тела» по книге Ян Цзюньмин: «Эмейская школа Багуа-чжан-теория и практика». Скачать её можно в конце публикации.
Ладонь 1. Золотая игла направлена в небо — ладонь удара вверх.
Исполнение. Встаньте прямо, лицом вперёд, руки свободно опущены. Опишите дугу левой рукой в сторону и вверх, а затем опустите её на уровень солнечного сплетения ладонью вниз. Прежде, чем рука завершит это движение, вытянутая правая рука поднимается на уровень груди ладонью вправо.
Стандартная трактовка. Серый перехватывает своим левым предплечьем удар правой рукой белого. Затем Серый запирает (фиксирует) руку Белого на месте своей левой рукой, одновременно делая шаг вперёд и протыкая вперёд в горло Белому своей правой рукой.
А вот несколько других способов применения данного микрокомплекса движений. Это становится возможным за счёт того, что при сохранении общей структуры этих движений, меняются нюансы, например, изменением ударной формы, введением захватов, ювелирной работы туловища, действиях до-и-после другими конечностями, удлинением рабочих траекторий и многих других факторов.
1. Перехватываем своей правой рукой, правую руку противника, которой он наносит удар, и рывком выпрямляем её и (тут начинается микрокомплекс), левой рукой бьём по зоне чуть выше локтя, пытаясь сломать её. Получилось или нет, неважно—ситуация в бою меняется мгновенно-придержав этой же рукой захватом руку противника и отведя её вниз, наносим мощный прямой удар вертикальным кулаком в верхнюю часть туловища.
2. Левой рукой отводим правую руку тем же движением, а второй рукой не наносим удар, а движением вперёд прижимаем левую руку противника, ограничивая её движение.
Для того, чтобы увидеть все возможности, входящих в этот комплекс движений, необходимо непредвзято взглянуть на них и увидеть в приёмах просто движения. Вот, для примера, прямой тычок ладонью, смотрящей в сторону, в горло: это движение вида «вперёд». Движение, которое можно использовать во множестве случаях: это удары с различными ударными частями: ладонью, кулаком, лапой леопарда, пальцами-одним, несколькими сразу; это броски «вперёд-по-ходу», это защитные действия путём прижимания конечностей противника к его телу; это угроза движением, когда налетающего на вас, противника, вы останавливаете имитацией угрожающего движения в область его глаз; и многое другое…
3. Противник наносит удар в лицо любой рукой. Вы пытаетесь защитится первым движением, но противник уже наносит удар ногой снизу. Продолжая предыдущее движение, вы им же защищаетесь, только уже от удара ногой. Вторым движением комплекса — действия по ситуации.
4. Ситуация практически та же: вы “купились” на какое-то движение противника, а он вас обманул и наносит мощный удар рукой в область грудной клетки, так, как это любят делать бойцы киокушинкай. Защищаетесь тем же движением, что и в третьей ситуации, по-ходу отводя его конечность в сторону. Второй — удар пальцами прямо вперёд (помним, что по условиям микрокомплекса, ладонь смотрит в сторону).
Всё дело в том, что люди боятся экспериментировать, опасаясь сделать «не так» и потому, стараются отрабатывать движения «миллиметр-в-миллиметр». Но это полная ерунда, хотя бы потому, что невозможно всё время делать одинаковые движения, всегда будет что-то не так. К тому же, человек начинает воспринимать просто варианты одного движения как абсолютно разные, что приводит к недоразумениям в тренировочном процессе, когда один тренер говорит, что всё правильно, а другой хватается за голову от такого издевательства над канонами школы. Вот как раз здесь, при разборе этого микрокомплекса багуа-чжан, и идёт работа с вариантами движений, так что, не стоит боятся «неправильности». Что же касается «преемственности» и «традиции», то не стоит обращать на это сильного внимания: во-первых, для человека, важно в первую очередь прикладное использование изучаемых техник, а во-вторых, через нас никто традицию школы передавать точно не будет.
5. Использовав первое движение, второе наносим не в горло, как рекомендуют, а вскользь, мимо головы, производя захват за ухо или висок.
6. Отвели первой рукой удар противника, сделали шаг левой ногой вперёд-влево, сделали захват, как написано в 5 пункте и, разворачиваясь на 180, совершили бросок противника.
7. Захватили первым движением руку противника и увлекли её вниз. Второе движение используем тоже для захвата: захватили поднятую в защите, руку противника и также направили её вниз, зафиксировав таким образом руки, примерно так, как это делают бойцы вин-чун. Дальше возможны действия ногами либо головой.
8. Допустим, идёт боксёрская «двойка», против которой «все пищат». Действия на основе тех же движений, только вплетаем дополнительное движение, поскольку на другое движение переключится нет никакой возможности вследствие высокой скорости проводимой связки: защищаемся первым движением, отводя левую руку, и подъёмом предплечья этой же рукой (либо ей же круговым движением в локте), защищаемся от второго удара. Дальше проводится прямое движение правой рукой с целью атаки.
9. Противник наносит прямой удар ногой в область головы. Мощно отбиваем ногу с целью развернуть противника хотя бы боком, а лучше спиной, к себе. Если противник оказался боком,то при незнании боевых точек, можно нанести удар по уху, что само по-себе уже очень опасно. Если показалась спина, будет хорош удар по позвоночнику.
10. Стандартный прямой удар кулаком в область лица. Действия: резко обрушиваясь вниз путём поджатия под себя ног, левой рукой принимаем конечное положение в качестве упреждающей защиты, прямым ударом кулака правой делаем противнику в области паха, «яишницу».
Это десять возможных вариантов применения, увиденных в этом комплексе, «на вскидку».
Можно, конечно, дать расшифровку всем 64 движениям, но это будет слишком огромная публикация и вряд ли её кто будет читать до конца. Здесь главным является идея — идея, что каждое движение является универсальным и может применяться во множестве случаях. Совсем как молоток, которым можно и гвозди забивать, и орехи колоть, и в качестве небольшой наковальни использовать, и как средство самозащиты применять… Если человек будет хорошо проработает каждое из шестидесяти четырёх действий багуа-чжан, то вариантов, может быть в несколько раз больше. Здесь главное не зацикливаться на бесконечном повторении обнаруженных вариантов, а постоянно расширял область применения “64 тактических приёмов багуа-чжан” и тогда у него выработается навык «достижения цели», когда организм уже просто решает поставленную задачу на “полном автомате”.
Статьи небольшой итог. 1. В багуа-чжан существует восемь “Базовых ладоней” с восемью под-ладонями, образуя таким образом шестьдесят четыре тактических приёма боя.
2. Каждый такой тактический приём имеет множество вариантов использования.
3. Таким образом, каждый из шестидесяти четырёх приёмов боя Багуа-чжан можно применять в десятках самых различных ситуациях, то есть, для проведения переломов, контратак, вязке рук противника, выведения его из равновесия, в бросках и иных ситуациях.
4. Отсюда, если приёмы боя Багуа-чжан начать практиковать в таком варианте, то универсальность стиля и его боевой потенциал резко пойдёт вверх, а сам человек сможет очень хорошо поднять уровень своей подготовки, поскольку начнёт практиковать приёмы в более совершенном варианте, чем общеизвестный способ их наработки и применения.
Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:
Оформить подписку.
Карта Желтой реки [ править ]
卦名 Имя | 節氣 Солнечный срок | 屬性 Элементы | 器官 Органы | 方位 Направление | 顏色 Цвет | 味道 вкус | 星相 Созвездие | 體液 Жидкость для тела | 二進制 Двоичный | 情 志 Настроение |
Зимнее солнцестояние冬至 | 陽 火(Огонь) | 腎Почки | 北Север | 丹красный | 鹹Соленый | 虛( Пустота / Водолей) | 血Плазма | 011 | 恐 Страх | |
Начало зимы立冬 | 陰 火(Огонь) | 腸кишечник | 西北 Северо-Запад | 洋紅пурпурный | 鹹Соленый | 斗( Диппер / Стрелец) | 血Плазма | 010 | 恐 Страх | |
Осеннее равноденствие秋分 | 陰 水(Вода) | 肝печень | 西 Запад | 藍синий | 苦горький | 房( Комната / Скорпион) | 津Жидкость | 110 | 憂 угрюмый | |
Начало осени立秋 | 陽 水(Вода) | 膽желчный пузырь | 西南Юго-Запад | 黑черный | 苦горький | 角( Рог / Дева) | 津Жидкость | 111 | 憂 угрюмый | |
Летнее солнцестояние夏至 | 陰 木(Дерево) | 肺легкие | 南Юг | 青голубой | 辛Пряный | 星( Звезда / Лев) | 氣Воздух | 100 | 喜 радость | |
Начало лета立夏 | 陽 木(Дерево) | 心Сердце | 東南Юго-Восток | 綠зеленый | 辛Пряный | 井( Колодец / Близнецы) | 氣Воздух | 101 | 喜 радость | |
Весеннее равноденствие春分 | 陽 金(Металл) | 脾селезенка | 東 Восток | 黃желтый | 酸кислый | 昴( Волосатая голова / Телец) | 精сущность | 001 | 怒 гнев | |
Начало весны立春 | 陰 金(Металл) | 胃желудок | 東北Северо-восток | 白Белый | 酸кислый | 奎( Ноги / Рыбы) | 精сущность | 000 | 怒 гнев |
Циклы элементов в этой диаграмме:生(Генерация / Против часовой стрелки),剋(Разрушающая / По часовой стрелке)
火 生水, 水 生 木, 木 生 金, 金 生火 火 剋 金, 金 剋 木, 木 剋 水, 水 剋 火
Огонь приносит воду, вода питает дерево, дерево приносит металл, металл приносит огонь.
Огонь плавит металл, металл рубит дрова, дерево сливает воду, вода тушит огонь.
Земля теперь отображается на карте Желтой реки.
Король Вэнь «Позднее небо» [ править ]
Король Вэнь аранжировка багуа «Later Heaven»
卦名 Имя | 自然 Природа | 季节 Сезон | 性情 личность | 家族 семья | 方位 Направление | 意義 Значение |
Ли | 火 огонь | Летом | Цепляние | 中 女 Средняя дочь | 南 Юг | 麗Пульсирующее движение, сияние, светила. |
Кун | 地 Земля | Летом | Восприимчивый | 母 Мать | 西南 Юго-запад | 順Энергия восприятия, отдающая. |
Дуй | 澤 озеро | Осень | Радостный | 少女 младшая дочь | 西 Запад | 悅Радость, удовлетворение, застой. |
Цянь | 天 Heaven | Осень | творческий | 父 Отец | 西北Северо-запад | 健Экспансивная энергия, небо. |
Кан | 水 вода | Зима | Ужасный | 中 男 Средний сын | 北 Север | 陷Опасность, быстрые реки, бездна, луна. |
Gen | 山 Гора | Зима | Все еще | 少男 младший сын | 東北 Северо-восток | 止неподвижность, неподвижность. |
Чжэнь | 雷 гром | Весна | Возбуждающий | 長 男 Старший сын | 東 Восток | 動Возбуждение, революция, разделение. |
Сюнь | 風 ветер | Весна | Нежный | 長女 Старшая дочь | 東南 Юго-восток | 入Мягкое проникновение, гибкость. |
Схема девяти залов [ править ]
卦名 Имя | 節氣 Солнечный срок | 屬性 Элементы | 家族 семья | 方位 Направление | 顏色 Цвет | 脈搏 Пульс | 二進制 Двоичный | 四 馬 與 治療 法 Четыре лошади и терапия |
Зимнее солнцестояние冬至 | 太陽 陽 水(Вода) | 父Отец | 北Север | 黑черный | 沉глубокий | 111 | 11 , 寒 者 熱 之00 | |
Начало зимы立冬 | 太陽 陰 水(Вода) | 長女 Старшая дочь | 西北 Северо-Запад | 藍синий | 沉глубокий | 110 | 11 , 寒 者 熱 之00 | |
Осеннее равноденствие秋分 | 少 陽陽 木(Дерево) | 中 男Средний сын | 西 Запад | 綠зеленый | 細Маленький | 101 | 10 , 涼 者 溫 之01 | |
Начало осени立秋 | 少 陽陰 木(Дерево) | 少女 младшая дочь | 西南Юго-Запад | 青голубой | 細Маленький | 100 | 10 , 涼 者 溫 之01 | |
Летнее солнцестояние夏至 | 太 陰陰 金(Металл) | 母 Мать | 南Юг | 白Белый | 浮Поплавок | 000 | 00 , 熱 者 寒 之11 | |
Начало лета立夏 | 太 陰陽 金(Металл) | 長 男 Старший сын | 東南Юго-Восток | 黃желтый | 浮Поплавок | 001 | 00 , 熱 者 寒 之11 | |
Весеннее равноденствие春分 | 少 陰陰 火(Огонь) | 中 女 Средняя дочь | 東 Восток | 洋紅пурпурный | 大Big | 010 | 01少陰, 溫 者 涼 之10 | |
Начало весны立春 | 少 陰陽 火(Огонь) | 少男 младший сын | 東北Северо-восток | 丹красный | 大Big | 011 | 01少陰, 溫 者 涼 之10 |
Циклы элементов в этой диаграмме:生(Генерация / Против часовой стрелки),剋(Разрушающая / По часовой стрелке)
水生木,木生金,金生火,生水火 水剋火,火剋金,金剋木,木剋水
Вода питает дерево, дерево приносит металл, металл приносит огонь, огонь приносит воду
Вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево сливает воду
Земля теперь соревнуется в стихии. Дерево, Огонь, Металл и Вода — это конкурс.