Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.
Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.
Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.
Гостиницы у Троице-Сергиевой лавры
Архитектура и постройки лавры
Поскольку монастырский комплекс формировался в течение семисот лет, на его примере можно отследить эволюцию зодческих традиций разного времени. Вход в лавру осуществляется через главные ворота. Над ними возвышается Надвратная Красная башня с бойницами. Ворота оформлены фресками, иллюстрирующими сюжеты из жизни Сергия Радонежского.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи выдержана в стиле московского барокко и очень украшает вход во двор обители. Особенно интересен в плане архитектуры собор в честь святого Сергия Радонежского, поскольку его возведение относится к 1422 году. Древнейшее сооружение, демонстрирующее традиции зодчества XV века.
Основные храмы Троице-Сергиевой лавры
Во дворе монастыря находится множество храмов, возведённых в разное время. Надвратный храм конца XVII века в честь Рождества Иоанна Предтечи встречает паломников на входе. Дальше взору открывается Духовский храм и Троицкий собор. Трапезный храм в стиле нарышкинского барокко находится чуть левее и радует глаз своим праздничным ярким видом.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Троице-Сергиева Лавра
Незабываемое впечатление производит Успенский собор. Он был построен в 1559-1585 годах и является самым большим среди всех храмов лавры. Именно здесь изначально покоились мощи преподобного Сергия. Оформлением собора занимались выдающиеся мастера того времени — Симон Ушаков и Дмитрий Григорьев.
Интересно! Пройдя за Троицкий собор, можно увидеть самую высокую в стране колокольню.
Рядом стоит надкладезная часовня и чаша с крестом под сенью. Также в ансамбль входит церковь Смоленской иконы Богородицы. Храм построен в стиле барокко и поражает своей торжественной красотой.
История Свято-Троицкой Сергиевской Лавры
Свято-Троицкая Сергиевская Лавра обязана своим появлением двум братьям — Стефану и Варфоломею, родившимся в боярской семье. Варфоломей с самого детства стремился служить богу, однако, родители не давали ему благословения на это. Когда мать и отец, состарившись, решили уйти в монастырь, братья все-таки смогли покинуть мирскую жизнь.
Становление монастыря
В 1337 году неподалеку от города Радонеж на холме в лесистой местности Стефан и Варфоломей собственными руками возвели келью и небольшую церквушку. Старший брат не смог долго жить в уединении, а Варфоломей смиренно молился и служил Богу. Мог ли 23-летний молодой мужчина представить, что место, которое выбрал он для своей отшельнической жизни станет величайшей православной святыней? Игумен одного из монастырей, находившегося неподалеку, постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия. Так началась славная жизнь Сергия Радонежского, который в будущем оказал огромное влияние на духовную жизнь не только близлежащих сел и деревень, но и всей Руси. Ведя отшельнический образ жизни, Сергий научился смирению — он работал на земле, усиленно молился и совсем не желал славы. Однако, судьба распорядилась по-другому. Его церквушка стала привлекать все больше людей, которые просили научить их, как вести благочестивую жизнь. Около кельи Сергия стали появляться другие жилища. Постепенно местность была заселена людьми, которые проповедовали православие. Можно говорить о появлении в этот период времени монастыря, точная дата основания которого неизвестна (по одним источникам — это 1337 год, по другим — 1342). Сначала игуменом был тот самый монах, который постриг Варфоломея — Митрофан. После его кончины это место занял преподобный Сергий.
В 1355 году произошли некоторые изменения на монастырской земле: ее разделили на 3 зоны: жилую, хозяйственную и защитную. Возведена новая Троицкая церковь из дерева, рядом находились жилые постройки — кельи и трапезная. В общественной зоне располагались хозяйственные постройки и обработанные земли. Территорию монастыря оградили забором, у центральных ворот находилась деревянная церковь имени Дмитрия Солунского. Общее расположение сооружений на территории не претерпело сильных изменений. Популярность Троицкого монастыря как духовного центра русских земель нарастала с необычной силой. Все больше московских князей искали здесь благословения. Известен факт, что Сергий Радонежский оказал огромную поддержку Дмитрию Донскому, благословив его перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий отправил с войском двух монахов — Пересвета и Ослаблю, вопреки строгим монастырским правилам. В 1932 году Сергий Радонежский ушел на вечный покой, его похоронили внутри главного храма. В тот момент игуменом значился один из его учеников Никон.
Новая жизнь монастыря
В 1408 году случилась беда: хан Едигей практически стер монастырь с лица земли. Но, возможно, это послужило началом нового этапа развития обители. В 1415 году игумен Никон заложил первое здание из камня — Троицкий собор. Строительство осуществляли мастера из Косово, которые с некоторых пор обрели здесь кров. Роспись храма внутри осуществляли известные мастера иконописной живописи Андрей Рублев и Даниил Черный. Интересен факт, что знаменитая икона «Троица» была написана целенаправленно для украшения иконостаса данного собора.
В 1469 году стартовало строительство еще одного каменного здания — трапезной. Ее особенностью было то, что она имела тип одностолпной палаты, этот прием впоследствии стали широко применять в зодчестве. На нижнем этаже находились трапезные для братии, а на верхнем — царские палаты. В 1476 году вблизи собора появился еще один храм. Во времена царствования Ивана Грозного, который часто посещал монастырь, территорию снова видоизменили. В частности, по периметру возведены стены из белого камня. Их длина составляла почти полтора километра. Благодаря устроенным запрудам и окружению высокими стенами монастырь превратился в настоящую крепость. В середине XVI века монастырь получил новый статус — архимандрии. Иван Грозный способствовал заложению первого камня в строительстве крупного Успенского собора. Однако, через пять лет строительство остановили из-за пожара, вследствие которого многие строения сильно пострадали. Успенский собор все-таки достроили, но Ивану Грозному не суждено было увидеть построенный храм, его освещение состоялось после смерти государя в 1585 году. Ко второй половине XVI века равных Троицкому монастырю в государстве не существовало: в его ведении находились почти 3000 поселений, которые не только полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и осуществляли торговлю за рубежом.
Непростые времена — XVII век
В 1608 году началась осада монастыря польско-литовскими захватчиками. Но это было не самое страшное: через год внутри монастыря люди стали повально гибнуть от цинги. Но это, к счастью, не стало причиной захвата земель. Неведомая сила позволила отстоять монастырь. Вовремя подоспела помощь: зимой 1610 года войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского освободило монастырь. Через несколько лет Троице-Сергиевский монастырь снова подвергся атаке, на этот раз завоевать его пожелал польский королевич Владислав. Но мечтам его тоже сбыться было не суждено.
Процветание монастыря в XVII-XVIII веках
После осады быстрыми темпами началось восстановление: существенно укреплены стены, башни приобрели вид, дошедший до наших дней. Появились новые сооружения: большая колокольня, церковь Михаила Малеина, царские хоромы, чуть позже — дополнительные кельи из камня, больничный комплекс и еще 2 церкви. Жизнь процветала — владения монастыря стали превышать царские и патриаршие. При Петре I здесь появились трапезная и церковь в честь Сергия Радонежского, а также надвратная церковь. Чуть позже монастырь был укреплен из-за неожиданной возможности захвата шведами. Был выкопан ров, сооружены 2 каменных моста. Земляные укрепления существуют до сих пор. После Петра I интерес к Троице-Сергиевскому монастырю угас, существовал даже вариант переноса его поближе к Петербургу. Однако, в 1738 году управлять жизнью здесь стал Духовный совет.
Новая веха в развитии Лавры
С приходом на трон Елизаветы Петровны начинается следующая эпоха развития. В 1742 году здесь открывается духовная семинария, а в 1744 году монастырю присвоили титул Лавры, руководителем ее становится Митрополит Московский.
Императрица очень любила бывать в Лавре, она способствовала тому, что почти все строения внутри монастыря изменили свой внешний вид по сравнению с первоначальным. Появилась колокольня в 1770 году, для которой отлили огромный колокол, вес его — 4065 пудов. Лавра продолжает оставаться крупнейшим духовно-культурным центром, роль ее еще более усилилось после перевода сюда в 1814 году Духовной академии. Если исключить тот факт, что из-за этого пришлось нарушить общую целостность архитектурного комплекса строений монастыря, то Духовная академия сделала Лавру еще более мощным средством формирования духовного наследия. XVIII — XIX века — время небывалого расцвета Лавры. Богатства монастыря с каждым годом приумножались. Этому способствовало огромное количество принадлежащих ему земель, крестьянских душ, а также активная торговая деятельность. Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей: именно там находились мощи многих святых, в том числе Сергия Радонежского, Никона, митрополита Иосафа и др. К тому же именно стены этого храма украшало самое известное творение Андрея Рублева — икона Святой Живоначальной Троицы.
Лавра в период Советской власти
В начале XX века началось сложное время, отразившееся на всей монастырской жизни. В один из майских дней 1920 года в последний раз здесь встретили прихожан, после чего Лавру закрыли, распустили Духовную академию. В годы Советской власти многие здания были реконструированы и стали выполнять функции хозяйственных и жилых построек. Переплавлена большая часть древних колоколов. В 1940 году начались работы по устройству здесь государственного историко-художественного музея-заповедника, власти пытались полностью изменить территорию, недостаточное внимание уделялось сохранности святынь и объектов, представляющих огромную ценность. После Великой Отечественной войны здесь открыли училище, а годом позже Успенский собор был возвращен Патриархии. В послевоенный период проводились масштабные восстановительные работы по приданию объектам архитектуры вида, максимально приближенного к первоначальному.
Троице-Сергиевская Лавра сегодня
В 1993 году Троице-Сергиевской Лавра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сейчас территория монастыря включает в себя множество архитектурных памятников, подобия которым нет нигде. Современная Лавра — уникальный действующий мужской монастырь, в котором насчитывается примерно две сотни монахов. Приехать в это удивительное место может любой желающий – ежедневно для паломников и туристов со всего мира проводятся интереснейшие экскурсии.
Деятельность прихода
В лавре организовываются многочисленные экскурсии. Братия с радостью принимает помощь от волонтеров и трудников в пользу монастыря. При монастыре действует трапезная. Здесь организован оздоровительный центр, в котором ведут приём больных иеромонах Моисей и монах Мелитон. В центре продаются сборы лечебных трав, которые можно приобрести и через сеть Интернет.
Собор иконы Божией Матери Черниговская-Гефсиманская Троице-Сергиевой лавры
Работа паломнического центра направлена на решение организационных моментов, связанных с прибытием гостей. Также через него ведётся миссионерская работа в детских приютах, местах лишения свободы и больничных учреждениях.
Помощь больным и одержимым при лавре
В монастырь часто приезжают люди, которые по заключению медиков являются душевнобольными. В православной среде такие недуги именуют бесноватостью и порчей. В храмах проводится отчитка одержимого. Для этого используют специальные молитвы, которые известны ещё с IV века. Во время обряда происходят довольно жуткие вещи. Человек, одержимый бесом, издаёт странные звуки, тело извивается в неестественных позах. Присутствовать при этом обычным неискушенным людям не рекомендуется. Есть вероятность самим подхватить демоническую сущность.
Самым опытным экзорцистом в городе считается отец Герман (Чесноков). Именно к нему стараются попасть те, кто отчаялся вернуться к нормальной жизни ввиду своей одержимости.
Святыни и престольные праздники
Самой почитаемой реликвией в Свято-Троицкой лавре являются мощи её основателя святого Сергия Радонежского. Также здесь находятся иконы Богоматери — Тихвинская и Черниговская. Верующие могут приложиться к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.
Ценность представляет чтимая икона святого Николая, находящаяся в храме преподобного Сергия.
Важно! С особым благоговением отмечаются в лавре День Святой Троицы и Успение Пресвятой Богородицы.
Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место. Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни.
Богослужение в монастыре
Верующие могут приходить в лавру каждый день, двери обители открыты с 5:00 до 21:00. В большие праздники и дни памяти преподобного Сергия Радонежского монастырь работает в круглосуточном режиме. Расписание в храмах лавры отличается и его можно уточнить на официальном сайте монастыря.
Богослужение в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры
Ориентировочное расписание служб следующее:
- в Успенском соборе ранняя Литургия проходит в 6:45, а поздняя — в 9:30. Вечерняя служба — в 16:45. С 17:00 начинается всенощное бдение;
- в Троицком соборе каждое утро с 5:30 до 6:30 совершается братский молебен над мощами преподобного Сергия и полунощница. Средняя Литургия — в 6:30.
«Троице-Сергиеву лавру помню совсем другой»
Тысячи паломников со всего мира едут в Сергиев Посад, чтобы помолиться преподобному Сергию, игумену Радонежскому, попросить его помощи. И сегодня, 8 октября, когда совершается память любимого многими святого, в Троице-Сергиевой лавре очень многолюдно. Преподаватель Сретенской духовной академии Олег Стародубцев впервые оказался в Лавре в 90-е годы, когда только-только начинался процесс ее возрождения.
От моего дома до обители всего 450 шагов, из окна я вижу вход в Лавру. Дом мой с историей – его строил в 1917 году врач-стоматолог Сергиева Посада, поэтому на втором этаже он жил, а на первом вел прием пациентов. Архивы указывают, что здесь бывал в его кабинете патриарх Тихон. Мой бывший студент говорит: «Олег Викторович, у Вас дома музей, во дворе музей и Вы сами – музей». Пожалуй, трудно с этим не согласиться…
Встреча
Впервые я оказался в Сергиевом Посаде летом 1991 года. Тогда город носил название Загорск. Я работал в бригаде реставраторов, нас отправили на закупку тканей для богослужений. Вспоминаю Лавру многолюдной, но не из-за туристов, а из-за паломников, которые приезжали помолиться.
Вспоминаю Лавру многолюдной, но не из-за туристов, а из-за паломников, которые приезжали помолиться
Образ того времени, как черно-белая пленка: соборы были иначе покрашены, позолота на куполах была не столь яркой. Вдоль лаврской стены тогда еще паслись коровы и козы, привязанные на длинные веревки к кольям. Посад того времени напоминал большую деревню. Кругом был частный сектор, некошеные газоны, не было хороших дорог и тротуаров. Все окрестности оглашались гомоном домашних птиц и пением петухов.
Я помню, когда уже был студентом академии, начались масштабные работы – впервые реставрировали колокольню. Вырыли огромный котлован со стороны академии. Были видны дубовые сваи, на которых стоит колокольня. Впечатление потрясающее!
О старой Лавре
Часто вспоминаю студенческие годы. Времени ни на что не хватало. В 5 утра мы приходили в Троицкий собор и видели повседневную монашескую жизнь: молилась братия, старцы занимали стасидии. Первая всегда была пустая – для отца-наместника. Он стоял перед ракой преподобного и начинал братский молебен. Во второй стасидии – архимандрит Кирилл (Павлов), в третьей – архимандрит Наум (Байбородин), потом отец Лаврентий (Постников), отец Афанасий (Алафинов).
Про отца Афанасия рассказывали, что он из цыган. У него была интересная должность – гробовой монах, настоятель Троицкого собора. Отвечал за гроб преподобного Сергия и напрямую подчинялся патриарху. Сейчас такой должности нет.
Отец Афанасий находился в соборе с раннего утра и до девяти вечера, пока не проведут уборку, всегда возле мощей преподобного. Многие его побаивались, а я его почему-то никогда не боялся. Помню, когда я уже был преподавателем, приезжал из Москвы и шел к мощам. Отец Афанасий смотрел, хватал меня за бороду, которой толком не было, и называл «католиком проклятым». С ним можно было так поговорить, шутя.
Паломничество
Поездка в Лавру в те времена была маленьким подвигом. В Старой гостинице Лавры тогда был отдел милиции. Все паломники, которые шли с вокзала, шли как через кордон, потому что любого могли остановить без всякого повода. Обычная ситуация: идет молодой человек, его останавливают. Бывали случаи, что люди сидели в отделе полдня, и ночь могли сидеть.
По воскресеньям, когда заканчивалась поздняя Литургия и начался колокольный звон, на центральной площади включали громкоговорители. Играли песни советских композиторов. Отголосок прошлого еще был – противостояние месту богослужения, попытка внести диссонанс. Всё это еще чувствовалось.
Паломникам было негде жить. В те времена оставляли на ночь открытым Успенский собор. Никаких условий там не было, люди спали прямо на полу или на скамейках. Были бабки-приживалки, которые вечером приходили к храму и брали к себе на ночлег. Но у них места для всех не хватало. Я помню, что ночевал на полу у рабы Божьей Марии в доме у реки Кончура. Она была хлебосольной всегда: утром поила чаем и выгоняла паломников на богомолье, а после восьми вечера можно было снова прийти. За ночлег она брала какие-то символические гроши.
На престольный праздник людей было очень много на всех службах – и на ранних, и на поздних. Потом народ собирался на общую трапезу. А после вечерней службы ждали архипастырей, священников. Все общались, Лавра шумела до поздней ночи. Это была большая дружная семья.
Всем управляет преподобный
Многие говорят: «В Лавре всем управляет преподобный Сергий. Как он благословит, так всё и будет». Так и есть. Рассказывали случаи, когда преподобного видели воочию.
Один студент ошибся по времени и пришел на час раньше на братский молебен. Он прибежал к Троицкому собору и увидел, что монах чистит снег на крылечке. Студент спрашивает: «Батюшка, почему собор закрыт?» А монах ему отвечает, что еще рано. Тогда студент развернулся и пошел, а когда повернулся назад, то преподобного и след простыл.
В Троице-Сергиевой лавре всем управляет преподобный Сергий Радонежский – как он благословит, так всё и будет.
Могу рассказать и свою историю. Я как-то пришел к раке преподобного, приложился к покрову и чувствую, что оттуда идет благоухание, абсолютно ощутимое. Я был смущен этим. Через пару дней снова почувствовал, после второго раза пошел на исповедь и рассказал батюшке. А он ответил, что это Божья благодать меня коснулась.
Я не иконописец, но имею художественное образование. За свою жизнь написал три иконы, одна из них – образ преподобного Сергия Радонежского. Икона мне давалась достаточно сложно. Когда уже нужно было класть золото, мне на голову упала деревянная фанерная перегородка, так, без всякого видимого повода. Но икону я закончил.
Я пришел к академическому духовнику отцу Илариону (Форкавцу) и попросил освятить икону. Отец Иларион сказал, что нужно благословение преподобного, и велел идти к отцу Афанасию. Так я и сделал: передал икону монаху-гробовщику.
В этот день Святейший Патриарх служил акафист преподобному Сергию. В конце акафиста я увидел, что икона стоит на открытой раке преподобного в ногах. Оказалось, она стояла всю службу, весь акафист. Я был, как ребенок, рад.
После этого случая как-то приехал в Лавру и зашел, чтобы приложиться к мощам. Там столкнулся с отцом Афанасием. Он попросил его проводить, потому что в последний год жизни ему было уже тяжело и ходить.
Отца Афанасия уже долгие годы нет, а эта частица хранится в иконе, которую освятили у мощей
Мы дошли до братского корпуса, я собрался уходить, но отец Афанасий благословил зайти в келью, но не дальше прихожей. Там было крохотное пространство, всё в иконах. Он достал крохотный бумажный конвертик и протянул мне. Там лежала частица мощей преподобного. Судя по всему, он отдал то, что принадлежало лично ему. Отца Афанасия уже долгие годы нет, а эта частица хранится в иконе, которую освятили у мощей.
Не хочу сказать, что тогда было хорошо, а сейчас стало плохо. Это было бы неправильно. Меняются поколения, одна эпоха сменяется другой. Это закон жизни, нужно относиться с пониманием. Жизнь жительствует, и я полагаю, что нужно ценить и помнить то, что было. Но в Евангелии сказано: «Достаточно для человека заботы дня сегодняшнего» (Мф. 6: 34). Поэтому нужно благодарить Господа за нынешний день.