Таинственный и противоречивый Шива — один из основных индийских богов


В переводе с санскрита имя бога Шивы значит “благой”, “всепонимающий”, “милостивый”. Несмотря на это Шива – один из самых почитаемых и противоречивых божеств Индии. Он входит в триаду верховных богов, исполняя особенные функции.

И если Брахма является хранителем мира, а Вишну следит за порядком и гармонией, то Шива, как ни парадоксально, выступает создателем и разрушителем Вселенной, ездовым же животным (вахана) Шивы является белый бык — Нандин. Многие индийцы считают этого бога могущественнейшим из всех и, надо заметить, это вполне оправданно. Как в Шиве сочетаются силы творца и разрушителя? Что рассказывают о его способностях мифы и древние эпосы?

Огромная скульптура Шивы в индийском городе Ришикеш

Как выглядит Шива?

Начиная знакомство с Шивой, я предлагаю сразу обратить внимание на его внешний облик. Шива – тот бог, которого невозможно не узнать среди прочих божеств индуизма. Чаще всего он изображён в позе лотоса, хотя нередко встречаются изображения танцующего Шивы.

Последний вариант стал популярным символом Индии, негласной эмблемой этой страны. У Шивы светлая кожа, длинные тёмные волосы, скрученные на макушке в пучок (он называется джатта).

На шее бога, его ногах и запястьях – необыкновенные “украшения”. Это – змеи, что обвиты вокруг Шивы. Они считаются символом единства с природой и воинственной отваги бога. Кроме того, змеи, свёрнутые в кольцо, ассоциируются со временем, а именно – течением го из прошлого в будущее. Согласно преданиям, в волосах бога живёт священная река Ганга, а его взгляд подобен звёздной ночи.

В отличие от того же Вишну, облачённого в царский наряд, Шива напоминает аскета (которым, по сути, изначально и являлся). Его одежда – это тигриная или слоновья шкура. Лоб бога также украшен символическими знаками.

На нём начертано изображение третьего глаза, а также три линии, которые Шива наносит прахом, оставшимся от сожжения трупов. Наверное, такая подробность кажется жуткой для европейцев, но в Индии всё иначе. Подобная “краска” является отождествлением Шивы со всемогущим божеством, что царит в разных мирах, напоминает нам о единстве с предками, с нашим прошлым.

В индийских храмах можно встретить и необычное изображение Шивы, что называется Ардханари. Половина его принадлежит мужчине, а половина – женщине. Такой образ бога говорит о целостности начал (женского и мужского), что объединяет Шива. Лишь он способен подарить гармонию суетному миру, который создал. Но он же может с лёгкостью разрушить всё окружающее. Почему же так?

Символы-атрибуты Шивы

В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

  • Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом — это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
  • Спутанные волосы Шивы — единение духовной, физической и ментальной энергии.
  • Ганга, живущая в его волосах — это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
  • Луна в волосах Шивы — символ контроля над разумом.
  • Шива изображается трехглазым: один глаз — это солнце, второй глаз — луна, а третий — символ огня.
  • Глаза Шивы полуоткрыты — символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца — это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью – мир разрушается, чтобы родиться вновь.
  • Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время — это прошлое, настоящее и будущее.
  • Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) — символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
  • Правая рука бога, дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
  • Тришула (трезубец) Шивы — это его энергии (шахти): знание(джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
  • Барабан (дамару) — символ формы существования — физическая и духовная.
  • Бык Нанди, сопровождающий Шиву — его неизменное средство передвижения.
  • Шкура тигра — символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
  • Шива, сидящий на обожженной земле — символ его контроля над физической смертью.

Шива – бог-творец и бог-разрушитель

Индийцы верят, что именно Шива стоял у истоков времён. Великий бог сумел создать Вселенную при помощи танца – Тандавы. Исполняя священные движения в энергичном ритме, бог может творить, охранять или разрушать мир. Но зачем же рушить то, что создано?

Ответ на этот вопрос нам даёт индуистская философия. Согласно ей, всё во Вселенной имеет свой срок жизни, и она сама не исключение. Когда время мира истекает, Шива начинает исполнять Тандаву разрушения. Воинственный могучий бог уничтожает ранее построенный им мир, чтобы на его месте начал рождаться новый.


Шива исполняет священный танец, тандаву – символ созидания и победы добра

Формы Шивы

В древние времена люди знали о возвышенной природе Шивы и определили три её состояния:

Арупа — вне формы. Рупа-Арупа — бесформенная форма. Сарупа — обладающий формой.

Арупа — это состояние, в котором нет формы, образа или цвета, оно выходит за пределы пространства и времени, нет ничего на что можно было бы опереться в попытке описать состояние арупы. Это проявление возможно только когда Вселенная ещё не создана.

Состояние арупа Шивы — это то, что находится за пределами проявленного.

Шесть искажений не действуют в этом состоянии: Адхи — Антха (начало и конец). Санкоча — Вистара (сокращение и расширение). Прасарана — Абхисарана (распространение и сосредоточение) Эти характеристики применимы только для проявленного Творения.

Состояние арупа выражает Шиву как Чайтанья или чистое сознание, которое существует, но не проявлено и находится в покое. Это состояние является источником всего Творения, и все божества обязаны своим происхождением этому состоянию. Отсюда и имя Махадева — источник всех божеств, Бог богов.

Рупа-арупа — это бесформенное проявление в форме или форма, возникающая из другой формы. Переходное состояние от сукшма (тонкого) к стхула (грубому).

Сарупа — это то состояние, в котором Шива проявляется в разнообразных формах. Са означает «с» или «в сопровождении». Таким образом, сарупа означает «с формой» или в проявленном состоянии.

Самый сильный среди богов

Шиве и его истории посвящено множество индийских легенд. Во многих из них подчёркивается могущество бога. Однажды он даже вступил в состязание с двумя своими верховными “коллегами”. Шива превратился в огромный огненный столб, которому не было начала и конца.

Тогда Брахма принял облик лебедя и взлетел высоко вверх, но так и не смог достичь вершины священного Шива-лингама (столба). Вишну, в свою очередь, превратился в вепря и принялся рыть землю под столбом. Он так и не смог достичь основания. С тех пор боги признали, что Шива – самый сильный среди них.

Легенда о рождении бога Шивы

Расскажем несколько интересных историй о появлении на свет Шивы. Каждая из них отличается друг от друга.

Первая история господа Шивы гласит, что появился он на свет в ответ на мольбы Брахмы о сыне. Мольбы были услышаны, родилось божество с кожей голубого цвета. Ребенок бегал возле Брахмы с плачем и просьбой дать ему имя. Брахма назвал дитя Рудра, но мальчик не остановился, отец был вынужден дать мальчику еще 10 имен. Всего получилось 11 имен и 11 воплощений.

Другое сказание гласит, что многорукий Шива (Рудра) – результат гнева и злости Брахмы – появился из его межбровья. Это и стало причиной того, что самая негативная энергия из всех энергий индуизма стала природой новорожденного божества.

Еще одна легенда повествует о том, что Брахма – сын Вишну. У Брахмы было 4 сына, не желающих собственного потомства. Разгневался бог, из его межбровья появился синекожий ребенок. Дано имя ему было – Рудра и еще 10 имен и жизней, Шива – одно из имен.

В последней легенде повествуется, что Вишну – отец Брахмы. В момент рождения Брахмы рядом оказались демоны, которые хотели уничтожить бога. Из-за этого у Вишну в месте, где сходятся брови, появился господь Шива с трезубцем в руках и защитил Брахму.

Семья Шивы

Как мне кажется, предания о семье Шивы принадлежат к наиболее ярким мифам Индии. Согласно легендам, у Шивы есть три супруги. Первой была прекрасная Сати, что принесла себя в жертву, доказав отцу любовь к богу Шиве, которого тот не признавал.

Второй женой Шивы стала Парвати (а она была перерождением Сати). Эта история любви оказалась непростой для девушки. Погружённый в глубокое горе из-за потери возлюбленной, Шива не желал видеть того, что происходит в мире. Лишь бесконечная самоотверженность Парвати, её любовь и преданность помогли богу увидеть то, чего он не замечал ранее.

Третья жена Шивы – Ганга. Это священная река, что проходит через три мира, пересекая небо, землю и таинственные подземелья. Мифы рассказывают, что она начинает свой путь среди звёзд, где однажды увидела Шиву и полюбила его. Прекрасная река попросила его вплести её в волосы, и Шива согласился. С тех пор Ганга – это часть самого бога.

Бог Шива

Бог Шива — это контрасты: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милость. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Он Махайог — «великий йогин», а также Натарадж — «король танца», но также и Мритьюнджай — «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. Это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, туда стремятся подняться и люди, занимающиеся исследованием энергий Земли, её влияния на состояние человека, его энергетику и сознание. Знающие люди говорят, что Кайлас действительно не похож ни на что прежде ими виденное и испытанное. Это непередаваемый опыт, после которого даже большие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения.

На территории Индии находится много мест, связанных с Шивой, и все они в том или ином роде могут быть названы местами силы. Одно из самых почитаемых — это река Ганга. Считается, что сквозь волосы бога Шивы спускается священная река, поэтому омовение в ней несёт очищение как внешнее, так и внутреннее, духовное.

Брахма, Вишну, Шива — триединство

Индуистская/Ведическая Троица, иначе называемая Тримурти, состоит из трёх богов: Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма выступает как творец, Вишну — как хранитель, а Шива в роли разрушителя. Это настоящая Троица ведизма, и всё-таки они неразделимы, это различные проявления единого.

Некоторые направления шиваизма, такие как кашмирский шиваизм, видят в Шиве сочетание всех ипостасей: творца, хранителя и разрушителя. Для шиваитов он и есть Всё. Другие воспринимают его как аналог Святого Духа в христианстве. Шива — это абсолютная Реальность. Не смотря на то, что в сознании знатоков мифологии бог Шива ассоциируется с разрушением, это отнюдь не означает разрушение, понимаемое как нечто негативное. Наша культура заставляет нас мыслить подобным образом. На самом деле разрушение можно трактовать по-разному: уход от прошлого, порывание с ним; прекращение старого образа жизни и переход к новому этапу, ведь для того, чтобы что-то начать, нужно прежде покончить с предыдущим.

Не последнюю роль играет и такое понятие, как разрушение мирской суеты и даже смерти. Шива — это Абсолют, поэтому слово «разрушение» — это лишь одно из названий, одна ипостась, ведь уже в следующей он является воплощением милости и сострадания.

Почитание Шивы

Традиционным символом Шивы является лингам, имеющий форму небольшого столба. Во время праздников, посвящённых этому богу, лингам исполняет функцию святилища. Его украшают цветами, гирляндами и поливают маслами.

Главное торжество, посвящённое Шиве – Махашиваратри, “Священная ночь Шивы” – является одним из самых важных праздников Индии. В этот день после заката верующие отправляются в храмы, где приносят дары богу.

Индийцы считают, что очень важно в праздник не засыпать и бодрствовать всю ночь, занимаясь медитацией. За это Шива одарит человека удачей и благополучием.


Изваяние Шивы в Мурудешваре, его высота более 40 метров

Предания о Шиве – это огромная часть индийской культуре, их можно рассказывать бесконечно. Этот бог может показаться и милостивым, и грозным, но он всегда защищает справедливость и принципы истины. Шива – и великий отец, и бог-защитник, и грозный воин, и добрый покровитель, а потому неудивительно, что его культ не утратил своей силы с глубокой древности до наших дней.

Насколько велик Шива

Хотя Шива не личность, но если нужно увидеть, насколько велико сознание Шивы, то можно сказать: «Брахмананда вьяпта деха».

Что это значит?

Тело Шивы выходит за пределы галактик. Вся Вселенная — его тело. Все звезды, туманности составляют волосы, тысячи Солнц вместе — глаза. Вода — живот. Змея олицетворяет разум. Мир наполнен миллионами неповторимых вибраций, связанных с разумом, планетами и даже пищей. Всё взаимосвязано.

В >Рудраштакам говорится:

Namaam-Iisham-Iishaana Nirvaanna-Ruupam Vibhum Vyaapakam Brahma-Veda-Svaruupam | Nijam Nirgunnam Nirvikalpam Niriiham Cidaakaasham-Aakaasha-Vaasam Bhaje-[A]ham |

Приветствия Ишане (другое имя Шивы), форма которого является состоянием высшей нирваны (прекращение всех желаний и страстей, высочайшее блаженство), Кто проявляет себя в форме, хотя, по сути, Он проникает всюду; и Его форма воплощает в себе высшее знание Брахмана, присутствующее в основе Вед. Кто постоянно пребывает в Своём собственном Я, которое находится за пределами трех гун (саттва, раджас и тамас), и которое находится за пределами любых викальп (изменение и многообразие), и которое свободно от любого движения (из-за желаний и т. Д.), Кто пребывает в небе Чидакаша (Духовное небо); Я почитаю этого Ишану (Шиву).

Семья

Дочерью Дакши и будущей женой Шивы стала Сати. Ее имя упоминается в пуранических индуистских текстах. Судьба Сати трагична. Ее отец отказался позвать Шиву на значимое жертвоприношение. Тогда она отреклась от Дакши и испепелила себя жертвенным огнем.

Возродилась Сати в семействе Химавата (горы Гималаи) в образе Парвати (дочери гор). Выполняя особые аскезы ей удалось снова завоевать любовь Шивы.

В результате обоюдных чувств у них родились два сына Сканда – воинственное божество и Ганеша – ученое божество. Всю семью называют Шива Паривар. Их изображают с четырьмя руками, в которых те держат различные атрибуты и ваханы. Индийская мифология идеализирует тройственность Шивы-Парвати-Ганеши. В таком виде воплощается божественная семья. В некоторых текстах упоминается еще один ребенок Шивы – дочь Манаси.

Сестра Парвати (Ганга) тоже считается женой Шивы. По ведам Амбику называют сестрой Рудры (Шивы), но в более поздней литературе она стала отождествляться с женой Шивы.

Танец Шивы

Танец Шивы Натараджи означает движение Вселенной, поза равновесия в танце, гениально выраженная древним мастером, символизирует вечность и незыблемость этого космического процесса. Развевающиеся по обе стороны головы Шивы пряди волос указывают на излучение божественной энергии.

Ногой Шива попирает распростертого карлика — демона Алас-мару (некоторые исследователи видят в карлике врага Шивы Мийилаку), который олицетворяет силы зла и неведения, навлекаемые иллюзией, в то время как Шива считается еще и «царем знаний».

С вдохновенным мастерством древний индийский скульптор придал изящество, красоту и жизненную силу Шиве Натараджи — ному наиболее символическому и строго канонизированному изображению верховного индийского божества.

…Но из реставрационной мастерской статуя Шивы не верну-мась: в тяжелом ящике ее увезли на джипе, а на ее место была моложена кукла-копия. Хоть и прекрасно сделанная, но копия…

А настоящий Шива Натараджи сейчас находится в музее Жине в Париже.

Символ бога

Мы уже много раз упоминали слово «лингам». Именно с ним ассоциируется Шива. Бог часто просто обозначался этим понятием. Что же это такое?

Лингам в переводе с санскрита обозначает «знак, метка». Это цилиндрическая скульптура с круглым, реже полусферическим верхом. Многие исследователи склонны видеть в ней символ эрегированного фаллоса. Древние индусы считали лингам абстрактным образом божества.

Часто он изображается не сам по себе, а в паре с кругом или квадратом, который обозначает «йони» (влагалище, чрево). Сегодня принято считать эти два предмета древнейшим упоминанием единства мужского и женского начал. Только в индуизме мужское было вечным и статичным, а женское временным, изменчивым и материальным.

Некоторые ученые видят в лингаме прообраз стамбха, специального жертвенного столба. К нему привязывали скот, который готовился к закланию.

Существует специальный ритуал, который включает в себя омовение лингама, чтение мантр и приношение жертвенных фруктов, цветов, благовоний и прочих дозволенных предметов.

ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА. «Танцующему Шиве»

Начиная с X—XI веков образ Шивы по смыслу и по форме стал трактоваться совершенно иначе. Теперь среди изображений божества основное место отводится «Танцующему Шиве» (Шива Натараджи).

Уникальная статуя Шивы Натараджи была найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года. Найденное бронзовое изваяние Шивы хорошо сохранилось, и поэтому на несколько дней было выставлено в храме для всеобщего обозрения, а потом оно должно было перейти в руки реставраторов.

Несколько дней, с утра и до самой темноты, около храма в буквальном смысле не было свободного места. Толпились местные жители и иностранные туристы, бойко сновали между ними мелкие торговцы, кормившиеся с продажи прохладительных напитков.

У входа в храм индийцы снимали обувь и босиком вступали на чистейший мраморный пол. В круглом зале храма находится главный предмет культа Шивы — лингам, вокруг которого проводится ритуал заимствования людьми божественной силы, способствующей здоровью, работоспособному долголетию и продолжению рода.

Популярные статьи: Тофик Дадашев способность безошибочно угадывать чужые мысли

ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА ВИДЕО

Шива – йог, познавший то, что невозможно познать.

Шива, Ади гуру, Адийоги — все это имена какого-то бога, человека или чего-то еще? Слово «Ши-ва», говорит Садхгуру, означает «то, чего нет» …

Самая сильная мантра Шивы.Shiva Mantra

Святослав Дубянский, исследователь эзотерических традиций, профессиональный писатель, автор серии книг по саморазвитию, художник, Мастер …

ШИВА — РА3PУШИТЕЛЬ

Является ли Шива, не более чем мифическим индуистским Богом, вручившим древним людям способ описания невероятного катаклизма или он нечто …

Символика и атрибутика бога в буддизме

В религии буддизма образ Шивы имеет многогранное значение. Его представляют в разных видах и символах. Самый известный образ – танцующее божество.

Это шестирукий бог танца. Изображение показывает бога, танцующего в центре всего мироздания. Все жесты и позы наполнены основным смыслом – разрушение Вселенной. Это символ того, что время не стоит на месте. Оно постоянно в движении, течет и изменяется.

  • Синяя кожа символизирует пепел, начало Вселенной.
  • Полосы на лбу, горле и плечах – символ преодоления своего эго.
  • Сплетенные волосы – символ соединения энергий: физической, духовной и ментальной.

Божество имеет много атрибутов, каждый из которых наполнен значением.

Главным атрибутом Шивы является лингам. Это божественный фаллос, источник всего живого во Вселенной. Лингам помещен на основании, которое олицетворяет женское начало, лоно.

  • Шестирукое божество в одной из рук держит барабанчик. Олицетворение первого звука Вселенной. От барабанчика произошли все другие звуки.
  • В руках Шива держит трезубец. Этот атрибут указывает на действие, получение знаний.
  • Считается, что правая рука Шивы дарует людям благословение и дарит силу. Рука, побеждающая зло.
  • На шее изображают змей. Это символика вечности. Время прошлое, настоящее и будущее соединены в одно.
  • В волосах Луна показывает на необходимость контроля над своим разумом и чувствами.
  • Глаза полузакрыты. Это говорит о цикличности жизни. Жизнь рождается и умирает, чтобы снова возродиться.
  • Шива изображен с тремя глазами. Они олицетворяют солнце, луну и огонь. Смерть тому, на кого Шива посмотрит третьим глазом.
  • Верным спутником божества является бык. Олицетворение силы земли служит средством передвижения для Бога.

Сколько рук у Шивы?

Шива изображается как божество с четырьмя или восемью руками. Зачем ему столько? Смысл довольно символичен и никак не связан с реальным человеком, т. е. у него не было пяти голов и четырех рук.

В ладонях Шивы размещен небольшой барабан Дамару – он звучит в такт Вселенной. Другая рука держит святой огонь Агни, очищающий и воссоздающий мир заново.

Еще Шиву часто воплощают в статуях с трезубцем. Многорукость дана этому божеству неслучайно. Две руки держат символы Дамары и Агни, другие сложены в позах одобрения, властвования и силы. Звук барабана считается прародителем всех существующих звуков. Благодаря Шиве появился звук «Ом», ставший впоследствии мантрой. В его звучании концентрируется вся суть Вселенной.

Супруга

Почитатели индуизма знакомы с именем жены божества Шивы – Парвати. На санскрите पार्वती, pārvatī? «горная». Это только одно из ее имен. Она также известна как благая форма Дэви Шакти (женская энергия творчества). Другое ее благое имя – Гаури. Жесткие формы Дэви существуют под именами Кали, Шьямы, Чанды, Дурги.

В образе Парвати угадываются черты первой супруги Шивы Сати. Ее знают как дочь царя горных вершин Химавата и небесной девы Менаки Парвати (дочки гор). Позднее она стала матерью бога Ганеши, изображаемого в виде слона.


По легенде, у Парвати должно быть дитя от Шивы, которое победит демона Тараки. Но Шива не заинтересовался Парвати и не оценил по достоинству ее преданность и неразделенную любовь. Сати закончила свою жизнь самосожжением, а Шива перестал интересоваться другими женщинами. Душа Сати перешла в облик Умы-Парвати, но он не смог разгадать этого. Все попытки Умы завоевать чувства Шивы были безуспешны.

Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Верховные боги опасались, что Тараки никто не сможет победить, поэтому отправили Каму к Шиве. При помощи Камы (бога любви) у него должно было возникнуть чувство к Парвати. Кама выпустил в Шиву стрелу любви, когда тот дремал. Но у Шивы всегда бодрствовал третий глаз, им он заметил стрелу и уничтожил Каму. С этих самых пор у бога любви нет телесного воплощения. А Парвати стала заниматься подвижничеством.

В один из дней к ней пришел брахман и начал ругать Шиву. Парвати впала в ярость и бросилась на брахмана, защищая своего любимого. Она не знала, что в образе брахмана к ней пришел сам Шива. Так он хотел испытать ее верность. После этого случая Шива взял в жены Парвати и у них родились два сына: Ганеша и Сканда, который в итоге и победил Тараки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]