В мифах самых разных стран и народов есть предания о легендарной птице – Фениксе. Это воплощение огненной стихии и бесконечной красоты стало символом вечной жизни и воскрешения. В преданиях Японии и Китая, Греции и Руси мы можем встретить искреннее восхищение мифическим созданием. Феникс часто отождествлялся с Солнцем и его неиссякаемой энергией.
Эта птица излучала совершенный свет, который уничтожал всё тёмное и злое, что есть в мире. Кроме того, само существование Феникса даёт надежду на то, что сияющий свет непременно возрождается. Это поистине уникальный персонаж преданий. Но что значит название этой птицы? Когда впервые появились упоминания о ней? И как живёт Феникс?
Откуда берет начало легенда о мистической пернатой сущности
Для того чтобы понять, откуда появились легенды о существовании огненной птицы Феникс, следует обратиться к мифологии Древнего Египта. Найти конкретные сведения о точной дате появления этого невероятного создания, конечно, не получится, но проследить присутствие во многих легендах удивительного пернатого создания вполне реально.
Первая легенда о птице Феникс гласит, что так называли восхождение Сириуса, которое осуществляется по спирали и совпадает с моментом увеличения объема воды в Ниле. Такой прилив означал, что скоро взойдет первый урожай.
Египтяне называли это создание именем Бенху.
Также миру известна легенда о цапле серого цвета. Историки предполагают, что именно Феникс является главным героем этого сказания. Там говорится, что первым поселенцем на Земле, была серая птица. Существо послал в мир смертных Бог Солнца. Легенда берет начало в древнем египетском городе Гелиополисе. Его жители считали, что пернатое создание не бессмертно. Божество отвело ему 500 лет существования.
Происхождение образа
Сирин своим происхождением обязана литературной средневековой традиции. Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах.
В некоторых легендах Сирин считается отрицательным персонажем, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира.
Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы.
В апокрифической литературе сообщается, что птица Сирин боится громких звуков, и, чтобы отпугнуть ее, люди звонят в колокола, стреляют из пушек, трубят в трубы.
На картинах неизвестных художников с развернутым сюжетом имелись надписи:
В картуше название «Птица Сирин святого и блаженного рая» и текст:
«Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле вслед тоя ходит, дондеже пад умирает, гласа ее слышати не престает». Около головы Сирина надпись: «Видом и гласом». Под картинкой заглавие: «Есть же о птице сей сказание таково». Ниже текст: «В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух… возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает. ( Е. И. Иткина)»
В русских духовных стихах она, спускаясь из Рая на Землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям.
Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.
В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия
Птицы сирин и алконост
художник Василина
«ПТИЦА СИРИН» (Жар-Птица) Бронзовая застежка с позолотой XI-XII вв с Юловского городища, Пензенской области (вероятная столица Буртасского княжества) в виде жар-птицы. Аналогов нет. По отдельным деталям близка к древнерусским орнаментам. (Хранится в частной коллекции)
Птица Феникс в древнегреческих и древнеримских мифах
Самые древние сведения, доказывающие существуют ли фениксы на самом деле, встречаются в письменах Геродота еще в V веке до нашей эры. Там говорится, что магическое создание родилось в Аравии. Обитает оно вместе с родителями ровно пятьсот лет, до того момента, пока его близкие не встретят смерть. После этого пернатая сущность вместе с телами своих родителей направляется в город Геополис, в Храм своего создателя Бога Солнца, где хоронит их.
Эта легенда немного отлична от древнеегипетской, однако в них есть кое-что общее: ни в одной не говорится, что птица Феникс восстала из пепла. Если взглянуть на работы более поздних древнегреческих мыслителей, то можно, наоборот проследить у всех одну общую особенность, которой наделено невероятное создание. Там говорилось, что существо способно как самоуничтожаться, так и возрождаться из своего же пепла.
Если говорить о возрасте и годах жизни мифического пернатого существа, то, к примеру, в работах Манилия можно встретить такие данные: птица живет на Земле Великий Платонов год (астрономическое понятие – время, за которое пять планет, Солнце и Луна возвращаются на свои места).
Жители древнего Рима верили, что мистическое существо есть в реальной жизни и прислуживает императору. Птица Феникс, восставшая из пепла, символизирует такие качества, как мощь, власть, сила и бессмертие. Несмотря на всю свою силу, мистическая пташка так и не смогла спасти величайшую империю от краха.
Подготовка феникса к следующему циклу
После воскрешения, феникс создавал особое яйцо. После этого он отправлялся собирать мирру, лучшую из той, что существует на земле. По возвращении, феникс выдалбливал клювом дыру в яйце, куда помещал останки своего прежнего тела, а дыру заделывал миррой. Это яйцо он и передавал на хранение служителям Гелиополиса. Считалось, что хранятся они в храме Ра. После этого, феникс окончательно улетал в обычную свою среду обитания (рай, космос или другие направления).
Некоторые легенды вообще говорят о том, что феникс являлся космической птицей. Это вполне соответствует египетской версии происхождения птицы, ибо феникс зародился из ничего и создал все. Египтяне верили, что феникс улетает далеко за пределы солнечной системы, в далекие системы, которые также частично считались его домом.
Что означает птица Феникс у христиан и в Каббале иудеев
Значение птицы Феникс в иудейской религии можно проследить, если обратить внимание на мифологию. Одна из легенд гласит, что, находясь в Райском саду, первая женщина Ева угостила плодом с древа Познания не только своего возлюбленного, но и всех существ, которые попались ей на глаза.
Перед искушением отведать запретный плод смог устоять только Феникс, который за свою несокрушимость и был одарен бессмертием. Существо спокойно живет на протяжении одной тысячи лет, а, по истечению срока, сгорает в своем жилище и заново возрождается еще на одну тысячу лет.
Можно встретить еще одну легенду о происхождении удивительного создания. Там говорится, что во времена Всемирного Потопа на Ноевом ковчеге находилась птица, которая не требовала еды у людей. Ною стало интересно, почему существо морит себя голодом, и он спросил об этом пернатое создание. На что получил ответ, что она не хочет беспокоить людей по пустякам и своими просьбами доставлять неудобства. Ной был глубоко тронут и удивлен таким ответом. За эту скромность он попросил Бога даровать существу бессмертие.
В христианстве Феникса отождествляют с вечностью, бесконечностью, бессмертием и воскрешением. Многие считают, что восхитительное создание является символом Иисуса Христа. Древние христиане украшали надгробные плиты изображением Феникса, что означало победу жизни над смертью.
Алконост
Чудесная птица Алконост, или Алкион, с женским обликом и похожая на зимородка, обитает не то на берегах Евфрата, не то на острове Буяне, не то в древнеславянском раю Ирии. Сказочной красоты существо откладывает свои яйца на морском дне, на краю моря, и в течение семи дней, пока не появятся на свет птенцы, согласно легендам, стоит тихая и безветренная погода. Алконост — птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. А пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете.
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой
художник Билибин «Алконост»
Сведения о существовании удивительного пернатого создания в славянской мифологии
В сказках славян можно встретить два могущественных пернатых создания. Это Финист Ясный Сокол (который на самом деле был человеком) и Жар-птица.
Эти два существа имеют много сходного с Фениксом. К примеру, Жар-птица обладала возможностью лишаться жизни на время холодной поры года и возвращаться к ней с первым потеплением.
Финист также во время холодной поры впадает в спячку, а с приходом тепла вновь просыпается.
Правила работы с талисманом
Если вы решили работать с этим символом, то амулет лучше всего купить или заказать (изготовить) из железа. Дерево или камень — слабые сосуды для его энергии. Использовать талисман можно во время ваших магических практик, он усаливает слова, произнесенные вами, активирует мощные потоки энергии. Просто оденьте его на шею, носите во время ритуала.
Есть и список рекомендаций по работе с амулетом:
- Во время ритуала обязательно должно гореть 9 красных свечей.
- Не начинайте работу с головной болью или же во время болезни, энергия огня — энергия сильных духом.
- Лучше всего одевать амулет на голое тело под одежду или ваш ритуальный костюм.
- Не используйте деревянный амулет с фениксом — он будет плохим проводником энергии.
- Феникс не потерпит воды рядом во время проведения ритуала.
- Не устраивайте стихийный ритуал.
В остальном — это простой символ для работы. Он даст вам необходимый заряд энергии, необходимый для магических практик.
Мистическая птица из Эфиопии
В еще одном мировом мифе упоминается о существе, пришедшем из Эфиопии и получившем свое название благодаря ассирийцам. В эфиопской версии волшебная птица имела довольно странный вид: у нее был рыбий хвост, петушиный клюв, журавлиный лоб, горло, как у ласточки, черепашья спина и голова утки.
Волшебное существо было одновременно алым, золотым, голубым, черным и белым. Каждый цвет имел свое особенное значение. Ассирийцы ассоциировали бессмертное существо с теплом, богатством, огнем, хорошим урожаем. Питалась она бамбуковыми семенами.
Гамаюн
Вещая Гамаюн-птица — мудрая посланница славянских богов и предвестница счастья. Имя ее, вероятно, происходит от старого слова «гамаюнить», то есть баюкать. Крик Гамаюна — добрая весть, а поет она людям божественные песни. Гамаюн знает обо всем на свете, ведает тайнами о происхождении земли и неба и готова поведать о будущем каждому, кто умеет понимать тайное. В славянской мифологии к ней было принято обращаться за советом. Согласно народным поверьям, эта чудо-птица родилась вместе с нашим миром и назначение ее — напоминать людям о высших ценностях бытия.
А. Шишкин
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Волшебные пернатые существа в Китае и Японии
Китайские мифы повествуют красивейшую историю птички Фэн-хуан. Это существо было одновременно и женского и мужского рода. Сегодня в Китае огненное создание отождествляют с курами Онагадори. Эти создания обладают роскошны густым хвостом, превышающим 1 метр в длину.
В Японию красивейшие создания были доставлены в первом тысячелетии уже нашей эры. Эти пташки сильно видоизменились. Их хвост теперь достигает около 13 метров. Исходя из этого факта, можно практически со 100% уверенностью сказать, что, хотя бы одна волшебная особь дожила до наших дней.
Стратим
Таинственная и гигантская Стратим-птица, она же — Страфиль-птица, — архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под свои правым крылом. Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом — море взволнуется, закричит — буря поднимется, а полетит — так закроет собой белый свет… Потонут в море корабли, бездны глубочайшие разверзнутся, города и леса скроются под водой.
Царевна-Лебедь
Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину — прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре
художник М.А. Врубель «Царевна-Лебедь»
Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).
«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике симвализма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве».