Пентаграмма стихий.
Стихии, элементы
— в магии: четыре первоэлемента (Огонь, Вода, Воздух и Земля), понимаемые как четыре царства, или подразделения, природного мира. Пятый элемент, Дух, связывает воедино четыре природные стихии и управляет ими, что графически представлено в символе пентаграммы. Стихии рассматриваются также как части природы или натуры человека, которые символически родственны этим стихиям по своим свойствам — глубине, легкости, горячности, твердости и так далее.
Стихиям или элементам соответствуют стихийные или элементальные орудия: Жезл Огня, Чаша Воды, Кинжал Воздуха и Пантакль Земли. В церемониях Золотой Зари на алтаре помещаются символы четырех стихий: светильник (Огонь), чаша с вином (Вода), роза или благовоние (Воздух) и блюдо с хлебом и солью (Земля).
Евростандарт[править]
В европейской культуре стихий четыре: земля, вода, огонь и воздух. Из них состоит всё сущее, и в них проявляются различные свойства: земля, к примеру, тверда, недвижна и неподатлива, а вода зыбка и текуча, следовательно, всё, что твердо и неподатливо, можно считать принадлежащим стихии земли, а все, что зыбко и текуче — стихии воды. Иногда прибавляют еще и некую пятую стихию, называемую «квинтэссенцией» или «эфиром», который призван символизировать души, духов или чистую энергию. Очень похожая система стихий была и в Японии, только вместо эфира — пустота. В других системах пятой стихией (или, как чаще переводят, пятым элементом) считался философский камень.
По странному совпадению, четыре агрегатных состояния вещества (твёрдое, жидкое, газ, плазма) и четыре оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, магнитосфера) вполне можно поставить в соответствие четырём стихиям.
Образы и мотивы, связанные с западными стихиями[править]
- Земля: Стабильная и неподатливая, земля — стихия твердости и поддержки. Это обычно сильнейшая, но самая медленная из стихий. Персонажи, ассоциирующиеся с землёй, сильны и спокойны, на них всегда можно положиться. Образ плодородной матери-земли также приводит к ассоциации этой стихии с материнством. Отрицательная сторона этих персонажей — упрямство, старомодность и нежелание меняться. Нередко эта стихия также связывается с растениями, что успешно компенсирует её основные недостатки.
- Огонь: Самая неоднозначная из стихий, с одной стороны, он тёплый, светлый, очищает и перерождает, с другой стороны, он же самая агрессивная из стихий, дикая, разрушительная и непредсказуемая. Персонажи, ассоциирующиеся с огнём — импульсивные, резкие и горячие холерики.
- Воздух: Стихия ветров и перемен, то спокойная, то ураганная. Обычно считается слабейшей, но самой быстрой из стихий. Персонажи, ассоциирующиеся с воздухом, весёлые, энергичные, свободные.
- Вода: Стихия текучести и приспособления, принимающая любую форму. Тоже обычно очень позитивная стихия, символизирующая спокойствие, исцеление. Если земля сильна, но медлительна, а воздух слаб, но быстр, то вода и сильна, и быстра, но не в такой степени, как то или другое. Персонажи, ассоциирующиеся с водой, обычно спокойные, ненапряжные, неконфликтные, легко соглашаются с другими (хотя делают всё равно по своему).
Античность
В античности различали парное первокачество (stoicheia) активности и пассивности из которых исходят активные начала «сухое» и «влажное» и пассивные «холодное» и «теплое». Из их комбинаций образуются собственно элементы: «сухое» и «холодное» образует землю, «сухое» и «теплое» — огонь, «влажное» и «тёплое» — воздух, «влажное» и «холодное» — воду.
Первокачества — активное пассивные Начала — сухое — влажное холодное — земля — воздух теплое — огонь — вода
В греко-римском символизме элементы, как правило, олицетворяются женскими образами или божествами, а из указанных основ исходят многочисленные ряды аналогий. Боги — Животные — Предметы — Сезон — Ликвор — Орган — Цвет — Темперамент — Тело (геометр.)
Вода — Нептун — Нереиды, дельфин, конёк — опрокинутая или протекающая ваза — зима — телесные слизи — мозг — белый цвет — флегматический — икосаэдр — треугольник
Огонь — Вулкан — женщина, голова которой охвачена огнем, феникс — лето — (желтая) желчь — печень — пламенные краски — холерический — тетраэдр
Земля — богини плодородия — увенчанная башней голова Кибелы, хтоническая змея, скорпион — рог изобилия — осень — черная желчь — селезенка — свинцовый цвет — меланхолический — куб — квадрат
Воздух — Юнона и павлин, Юнона взлетающая, с кузнечными мехами, подвешенными к ее ногам — павлин, хамелеон (считалось, что он питается воздухом) — весна — кровь — сердце — яркие краски — сангвинический —
Древние теории врачевания, дошедшие полностью или частично и до наших дней, провозглашали в качестве основной цели врачевания гармонизацию этих компонентов в человеке, с тем чтобы ни один из них не получил абсолютного превосходства, нанося ущерб их оптимальному равновесию. Любопытным является символическое сопоставление «четырех элементов» с геометрическими телами в диалоге Платона «Тимей», где говорится:
«Земле мы, конечно, припишем вид куба: ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания… наименее подвижный [треугольник, взятый за основание]… отведем воде (икосаэдр), . наиболее подвижный — огню (тетраэдр), а средний — воздуху и, наконец, самое остроугольное тело — огню, следующее за ним — воздуху, а третье — воде». Платон, «Тимей», 55е-56а.
Додекаэдр символизирует Вселенную.
Китайские[править]
В Китае был несколько другой расклад. Там стихий пять: огонь, вода, земля, дерево и металл. Дерево также включает в себя различную растительную живую природу, которая в европейской традиции обычно причисляется к Земле. Пять стихий могут стоять по кругу: дерево => огонь => земля => металл => вода => дерево, образуя китайский вариант пентаграммы (не используемой, в отличие от европейского варианта, для вызова духов), где круг иллюстрирует порождение стихий (вода порождает дерево, дерево порождает огонь и т. д.), а звезда — преодоление (металл преодолевает дерево, дерево преодолевает землю и т. д.). Стихии могут стоять и по сторонам света: огонь — юг, вода — север, дерево — восток, металл — запад, земля — центр. Помимо пентаграммы, 5 стихий могут быть совместно отображены как цветок китайской красной сливы, имеющий как раз 5 лепестков.
Кроме того, 5 стихий образуют 10-летний цикл. Нам он менее известен, чем китайский «гороскоп» из 12 животных, но в том же гороскопе этот цикл проявляется в прилагательных и эпитетах, например «год Черной Змеи». В этом цикле каждая стихия длится два года (инь и ян, восхождение и упадок) и придаёт свои свойства текущему животному китайского календаря. Так, например, 2013 год Змеи относится к стихии воды, а Змея, соответственно, чёрного цвета (так как воде соответствует чёрный цвет, а голубой считается цветом дерева[1]).
У каждой стихии также есть свой цвет, своё животное и ещё много других атрибутов:
- Вода отождествляется с чёрным, серым или синим цветов. Её животное — Змея-черепаха (вопреки названию, это не гибрид, а два отдельных животных — змея оплелась вокруг черепахи. Позитивная эмоция Воды — спокойствие, а негативная — страх.
- Огонь — красный цвет, Малиновая Птица, радость и ненависть.
- Металл — белый, Белый Тигр, смелость и скорбь.
- Дерево — зелёный и синий, Лазурный Дракон, оптимизм и гнев.
- Земля — жёлтый, Жёлтый Дракон/Цилинь, эмпатия и тревожность.
Алхимия
По мнению алхимиков, оккультные элементы, символизируемые треугольником,— это качества единой субстанции», сверхчувственные абстракции, которые противостоят попарно: Огонь—Вода, Воздух—Земля. В обобщенной картине мира алхимии уделено наибольшее внимание дуалистической системе парных первоначал сульфура и меркурия (соответственно серы и ртути). Считается, что путем манипуляции составными частями в смеси этих элементов в определенных пропорциях до одновременного состояния fix (твердое) и volatil (текучее) достигается солнцеподобность золота. В качестве третьего компонента этих «философских элементов» Парацельс (1493—1541) включал sal (соль), с тем чтобы достичь явной осязаемости (годной к употреблению). Для человека, мыслящего алхимическими категориями, 4 стихии образуют крест, он же — мировой квадрат. Эта фигура может быть образована двумя парами основных состояний: горячее и сухое — холодное и влажное. Огонь как раз горячий и сухой, вода — холодная и мокрая. Между ними находятся не столь противопоставленные друг другу элементы: земля == сухая и холодная, воздух == горячий и влажный.
Различные фантазийные (sic!) стихии[править]
Стихии Heroes of Might and Magic IV в пентаграмме
Но на этом пределы стихийного мифотворчества не заканчиваются. В стихии можно записать любую природную или не очень силу или явление. Часто встречаются «стихии» Свет и Тьма, реже — различные околонаучные, такие, как Магнетизм, Время, Пространство, Гравитация, Кислота, или пародийные, например, Пицца. В D&D, кроме классических четырех стихий и пяти магических разрушительных стихий, существуют различные пара-стихии и квази-стихии, представляющие собой смеси стихий друг с другом, с положительной и отрицательной энергией, такие, как, например, Пыль, Излучение, Магма, Вакуум и другие. В пародийных произведениях может быть поставлен знак равенства между стихией и химическим элементом, которые по-английски одинаково называются element: например, в веб-комиксе Order of the Stick присутствуют элементали из титана и хлора. Там же обстёбаны D&Dшные квазистихии, в виде Плана Зефира и Полустихийного Плана Соуса «Ранч».
В Heroes of Might and Magic IV пять магических стихий (жизнь-порядок-смерть-хаос-природа) расположили по углам пентаграммы, а в центре расположили Силу — так что, например, стихии Природы дружественны стихии Жизни и Хаоса, а враждебны — стихии Смерти и Порядка.
В перезапуске Might and Magic, то есть во всех играх, где действие происходит в мире Асхан (начиная с Heroes of Might and Magic V, где система еще не вполне устоялась), стихий шесть: свет, тьма, огонь, вода, воздух, земля. Каждая стихия связана с младшим богом-драконом (Стихийные драконы), с которыми, в свою очередь, связаны исходные разумные расы Асхана (каждому дракону — по расе, впрочем, по ходу истории мира все несколько перепуталось). Выше стихий стоят две силы, Порядок и Хаос, в лице опять же двух драконов, причем все стихии — производные Порядка, как младшие драконы — дети драконицы Порядка Асхи, создательницы мира. У местной магии существуют школы всех шести стихий, а также есть некая изначальная магия, связанная с Порядком, Хаосом и Изначальной Пустотой. В общем, гладенько получилось.
А вообще в оригинальной RPG Might and Magic (от которой, кстати и произошли те самые «Герои», которых мы все любим) было 9 основных школ магий: 4 стихийные школы Стихий — Огонь, Земля, Вода и Воздух; 3 «гуманитарные»/целительные школы Эго — Тело, Разум и Дух; 2 зеркальные Свет и Тьма. Все остальные — второстепенные-третьестепенные производные от этой девятки.
В серии Disciples стихии следующие: вода, воздух, земля, огонь, смерть, жизнь, разум. Часть стратегических заклинаний при этом не включена ни в какую стихию.
А создатели «Лего: Ниндзяго» решили утопить педаль в пол и выдали следующие стихии: огонь, лёд, молния, земля (четыре основных), вода, ветер, форма, гравитация, скорость, природа, яд, звук, дым, тень, свет, металл, время, разум и янтарь (вернее поглощение других сил).
Хотя по сравнению с психоделичной моделью мира «OFF» даже разнообразие ниндзяги меркнет: четыре стихии здесь представлены металлом, дымом, пластиком и мясом. Металл является важнейшим элементом из четырех, ведь без него людям не по чему было бы ходить, и тогда они бы утонули и умерли. Дым является важнейшим элементом из четырех, ведь без него людям нечем было бы дышать, и тогда они бы задохнулись и умерли. Пластик является важнейшим элементом из четырех, ведь океан жидкого пластика ограничивает мир, и без него люди бы бесконечно скитались и умерли от усталости. Мясо является важнейшим элементом из четырех, ведь без него было бы нечего есть, и люди бы умерли с голоду. Металл добывают из туш коров, щиплющих траву над металлическими месторождениями. Дым выкапывают из недр земли в глубоких шахтах. Пластик черпают в бездонном пластиковом океане. Мясо черпают из мясных рек. В мире игры также отдельно обозначается тайный пятый элемент — сахар, добываемый из трупов людей, и являющийся сильнейшим наркотиком.
Соответствия стихий
Современные западные маги Дэвид Рэнкайн и Сорита д’Эсте приводят в своей книге «Практическая магия стихий» [1] следующую таблицу соответствий магических намерений и стихий, которая может оказаться полезной вам в практической работе.
Таблица магических намерений
Намерение | Стихии |
Астральные путешествия | Вода |
Бессознательное (найти доступ) | Вода |
Бизнес (добиться процветания) | Воздух |
Благосостояние (повысить) | Огонь; Земля |
Будущее (узнать) | Воздух, Вода |
Влиятельность (усилить) | Воздух |
Вожделение (удовлетворить) | Земля; Огонь |
Врачевание | Огонь, Воздух |
Выступление перед публикой (успешное) | Воздух |
Гармония (развить) | Огонь, Воздух |
Гибкость (развить) | Воздух |
Гнев (обуздать) | Огонь |
Деньги (приобрести) | Огонь |
Долг (исполнить) | Земля |
Дом (защитить) | Земля |
Дружба (развить) | Земля |
Закон (отношения с) | Воздух; Земля |
Здоровье (укрепить) | Воздух |
Знания (приумножить) | Воздух |
Иллюзии (навести) | Вода |
Иллюзии (рассеять) | Земля |
Имущество (вернуть утраченное) | Воздух |
Карьерный рост | Огонь, Воздух |
Красота (развить) | Земля |
Лидерские способности (развить) | Огонь |
Любовь (обрести или укрепить) | Земля; Вода |
Мир (установить) | Огонь; Воздух |
Музыкальные способности (приобрести или развить) | Воздух |
Навыки общения (развить) | Земля; Воздух |
Обаяние (приобрести) | Вода |
Общение (облегчить) | Воздух |
Ответственность (принять) | Воздух; Вода |
Память (улучшить) | Воздух |
Плодовитость (приобрести) | Земля |
Повышение в должности (получить) | Огонь; Воздух |
Покровительство (приобрести) | Огонь |
Почести (добиться) | Воздух |
Правда (узнать или сообщить) | Воздух |
Практичность (развить) | Земля |
Преподавательские способности (развить) | Земля; Воздух |
Привлекательность (усилить) | Земля |
Путешествия (безопасные) | Воздух (по воздуху), Вода(по морю), Земля (по суше) |
Равновесие (установить) | Земля |
Раздоры (вызвать) | Огонь |
Раздоры (предотвратить) | Воздух |
Роды (безопасные) | Вода |
Сексуальное влечение (ослабить) | Земля |
Сексуальное влечение (усилить) | Огонь |
Сила (развить) | Огонь; Земля |
Сила воли (укрепить) | Огонь |
Сновидения (вызывать и запоминать) | Вода, Воздух |
Страсть (разжечь) | Огонь; Земля |
Страх (устранить) | Огонь |
Творческие способности (развить) | Огонь, Воздух |
Терпение (развить) | Земля |
Уверенность в себе (приобрести) | Земля |
Уверенность в себе (укрепить) | Земля |
Удачливость (приобрести) | Воздух |
Удовольствие (получить) | Земля |
Храбрость (развить) | Огонь |
Целеустремленность (развить) | Огонь, Воздух |
Чувство юмора (развить) | Воздух |
Экзамены (успешно сдать) | Воздух |
Энергичность (развить) | Огонь |
Энергия (накопить) | Огонь |
Энтузиазм (вызвать) | Огонь |
Этические принципы (развить) | Воздух |
ясновидение (развить) | Вода |
Само собой, эта таблица соответствий достаточно условна и некоторые соответствия могут меняться от традиции к традиции, от школы к школе.
Элементали[править]
Элементали — это существа, состоящие из чистых стихий. Представление о них возникло в европейской магической традиции: первый стандарт элементалей описал алхимик Парацельс. Согласно его мнению, есть элементали огня (саламандры), элементали воздуха (сильфы), элементали воды (ундины) и элементали земли (гномы). Названия, которые Парацельс дал элементалям, ныне встречаются нечасто, но сами эти существа — сплошь и рядом. Вариант присутствует во вселенной The Elder Scrolls, где элементали принадлежат к трем разрушительным стихиям, являются бесхозными даэдра и называются атронахами.
В Dungeons & Dragons к стихиям приписали Джиннов (воздух), Ифритов (огонь) и Маридов (вода). Но поскольку на этом список традиционных джиннов закончился (т. к. к земле в арабской мифологии традиционно относят потомков Адама и Хауы (Евы), как созданных из глины), то пришлось дополнительно изобрести Джиннов Земли — Дао[2], и Джинов Эфира — Джаннов.
В Китае 5 стихиям соответствуют свои животные (хоть и не зовущиеся элементалями):
- Дерево — лазурный (сине-зелёный) Дракон
- Металл — белый Тигр
- Вода — чёрная Черепаха
- Огонь — красный Феникс
- Земля — жёлтый Единорог (Цилинь)
Астрономия/логия
Природные феномены стали основой оккультных наук, в особенности астрологии, которая разделяет знаки зодиака по четырем стихиям: Огонь, символ инстинктивного и подсознательного биологического динамизма: Овен, Лев, Стрелец. Воздух, склонность сознательного к впечатлениям: Близнецы, Весы, Водолей. Земля, деятельность, направленная на осуществление, богатство человеческого подсознательного: Телец, Дева, Козерог. Вода, пассивность и восприимчивость: Рак, Скорпион, Рыбы.
Стихийные сверхспособности[править]
Управление стихиями с помощью магии, псионики или просто необъяснимых мутантских сил — классическая сверхспособность. Обычно одному персонажу доступна только какая-то одна стихия, в которой он специализируется и которая отражена в его личности. Специалист по огню, к примеру, не просто хорошо умеет его пускать: он и сам огонь, и полностью соответствует описанию огненного персонажа, данному выше, поэтому другие стихии у него просто не получатся или получатся плохо.
Смотри, например:
«I Круг»[править]
Элементалистика. Здесь расположились первоначальные элементы и их производные:
1. Основная тетрада…
- Игра с огнём Ходячий крематорий
- Адский огонь
- Холодное пламя
- Погодная магия
- Ледяная душа
- Повелитель металла
2. Пятая стихия/Пятый элемент. Кое-что, выходящее за рамки тетрады. Иногда ассоциируется с аспектом самой Вселенной
- Эфир
- Пустотная сингулярность
- Шок и трепет Псих-электрик
«II круг»[править]
Экзистенциалика. Гексиада стихий, но более тонких — жизнь-смерть и пр. Производных не наблюдается:
- Тёмная энергия vs. Ща как засвечу (Мощь Солнца)
- Биомагия vs. Распад и гниение/Смерть/Некромантия.
- Сила Энтропии
- Созидание/Призыв и Магия Материи vs Волшебная дезинтеграция
- Теургия/Теология vs Демонология
«III круг»[править]
Структуристика. Околонаучные физико-химические дисциплины:
- Кинетика
- Мастер времени и Чародей-тополог
- Артефакторика и Техномагия
- Радиация — это магия!
- Математика — это магия
Оккультизм
Природные феномены стали основой оккультных наук, в особенности астрологии, которая разделяет знаки зодиака по четырем стихиям: В трудах розенкрейцеров можно найти учение о тайнах четырех царств, особенно известны, по крайней мере современным оккультистам, исполненные галльского юмора труды графа Кабали (под этим псевдонимом .скрыто имя реально существовавшего мудрого рыцаря из восточной Германии или даже Венгрии). Задумаемся над тем, что без мифов, собранных алхимиками, последователями Парацельса и розенкрейцерами, вообще было бы невозможно творчество романтиков, — они населили свою поэзию, музыку и живопись духами природы, с которыми встречаются их герои. Тем самым они вернули к жизни сказы и сведения, собранные в народных поверьях.
Антистихия[править]
Создатели малоизвестной дилогии «Хроники Тарр» (малоизвестна она, в основном, из-за непроработанного геймплея — что очень печально, ибо вселенная сей дилогии очень привлекательна) придумали на роль абсолютной угрозы Мрак — нечто абсолютно чуждое, противоположное и в то же время предшествующее всему и вся. Мрак называют Антистихией по той причине, что если стихии хоть что-то собой представляют, то Мрак — это просто ничто, и сам по себе он буквально не существует. При всём этом Мрак изменяет всё, с чем соприкоснётся — материя и энергия становятся не пойми чем, время и пространство сходят с ума (во Мраке всё обездвижено), источники света начинают поглощать свет, а живые превращаются в неприкаянных «несуществ» и еще куча веселья. Хотя с Мраком кое-как научились бороться, держится эта борьба на чистом нежелании за так продувать, ибо победить в ней невозможно — просто нечего побеждать.
В World of Darkness есть четыре антистихии Змея (местный такой Дракон Апокалипсиса и Змей Хаоса в одном флаконе): адский огонь (антиогонь), токсины (антивода), шлак (антиземля) и смог (антивоздух). Примитивную магию на их основе используют колдуны-линейщики Седьмого Поколения. А Нефанди (маги-динамики на службе у Змея) активно используют анти-Сферы.
В Dungeons & Dragons есть аналогично устроенные т. н. «отрицательные квази-стихии»: пепел (отрицательный огонь)), пыль (отрицательная земля), соль (отрицательная вода) и вакуум (отрицательный воздух). Все они являются смесью обычных стихий с отрицательной энергией, которая олицетворяет собой отсутствие жизни и оживляет нежить. Кроме них, что характерно, в D&D есть ещё и положительные
квази-стихии — молния (положительный воздух), минералы (положительная земля), пар (положительная вода) и излучение (положительный огонь).
(Ещё где-то попадалась то ли книга, то ли типа того, где каждой стихии соответствовала собственная антистихия со своим антиэлементалем, только они были просто до жути редкие. Ежели кто вспомнит — добавьте, пожалуйста.)
Эмблематика
В западном искусстве: вода — изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; воздух — фигурой Юноны, иногда летящей c оковами на руках и ногах, иногда женщиной с хамелеоном в руке; огонь — Фениксом, фигурой Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; земля — аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках; а также башнеобразной короной Кибелы. Четыре элемента могут быть представлены либо как условные безликие женские фигуры, различимые только по их атрибутам, либо, особенно в XVI веке, как боги и богини классической античности. Их можно встретить на фресках и потолках зданий эпохи Ренессанса в Италии, а также в виде отдельных картин, составляющих четырехчастный цикл, хотя они часто рассеяны по разным галереям. Североевропейские художники-жанристы и авторы files galantes XVII—XVIII веков давали названия этих четырех элементов циклам картин, изображающих юношей и девушек за каким-либо соответствующим занятием. Земля, как женщина, имеет множество атрибутов, принадлежащих богиням плодородия: РОГ ИЗОБИЛИЯ и ЗМЕЮ, СКОРПИОНА римской богини земледелия Земли-Матери (лат. — Tellus Mater). Она может кормить грудью одного или двоих детей, как Опс — римская богиня урожая. Корона в виде стены с башенками взята у КИБЕЛЫ — античной фригийской Земли-Матери. Жанровые сцены рисуют различные земледельческие работы — собирание плодов, вспахивание земли, поливание грядок и так далее. Воздух был царством Юноны, и потому он может быть представлен этой богиней с ее ПАВЛИНОМ. Или она изображается парящей в воздухе, к каждой ее ноге привязано по наковальне — так Юпитер наказал свою жену за непослушание («Илиада», 15:18-21). Ее могут окружать ПТИЦЫ — символ воздуха. Воздух олицетворяет женщина, держащая ХАМЕЛЕОНА — существо, которое, согласно Плинию («Естественная история», 8:33), не ест, не пьет, но живет воздухом. Юноши и девушки XVIII века изображаются на открытом воздухе забавляющимися игрушечными ветряными мельницами или пускающими мыльные пузыри. Огонь. Принимает облик женщины с головой, охваченной огнем, она держит ПУЧОК МОЛНИЙ. Или у нее на голове вместо прически птица Феникс, охваченная огнем, являющимся ее символом. ВУЛКАН, этот кузнец богов, с молотом в руке аналогичным образом персонифицирует огонь. Он может изображаться за работой — кующим доспбхи Энея, при этом Венера и Купидон наблюдают за ним. Вода персонифицируется речным богом с его традиционным атрибутом — перевернутой УРНОЙ, из которой льется вода, или НЕПТУНОМ и его многочисленными спутниками — ТРИТОНАМИ и НЕРЕИДАМИ, сопровождаемыми ДЕЛЬФИНАМИ, ГИППОКАМПАМИ и морскими кентаврами. Они фигурируют с этим значением во многих картинах с морской тематикой. Художники-жанристы изображают рыбаков, сидящих на берегу реки или в лодке. См.т.ж. ЧЕТЫРЕ ТЕМПЕРАМЕНТА.